Дата
Автор
Алексей Соломатин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Дипломатия ниже ватерлинии

ВМС Швеции провели крупнейшую за последние 20 лет операцию по поиску «иностранного подводного судна». Результатов нет

Была ли лодка, и в ней ли вообще дело — разбирался The New Times

Такой демонстрации собственной военной силы нейтральное и внеблоковое северное королевство не видело уже давно: 17 октября 2014 года в акваторию Стокгольмского архипелага одновременно вошли 20 кораблей ВМС Швеции, включая новейшие корветы класса «Висбю». Они изготовлены по технологии «стелс» и оснащены различными сенсорами и сонарами специально для поиска подводных лодок. Кроме того, на их «вооружении» — подводный трал полуторакилометровой длины с микрофонами, расположенными через каждый метр. Задача была поставлена только одна — найти и обезвредить «иностранное подводное судно».

Сигналы с островов

Если верить пресс-службе королевских ВМС, поводом для операции стало сообщение некоего частного лица от 13 октября: мол, в средней части Стокгольмского архипелага была замечена подводная лодка. «Чтобы побудить начать такую операцию на основании всего лишь одного сообщения — это какой же должен быть надежный источник», — иронизировали по поводу сообщения пресс-службы шведские военные эксперты. Впрочем, к 17 октября количество сообщений увеличилось до трех, а одна из национальных газет — SvD (Svenska Dagbladet) — cо ссылкой на анонимный источник в Службе радиоэлектронной разведки опубликовала информацию о перехвате сообщений на русском языке на радиоканале SOS, причем сигналы шли из района Стокгольмского архипелага. Тут уже эксперты приутихли. Ведущие СМИ начали вести прямые трансляции с места поисков подлодки, в то время как количество косвенных доказательств продолжало увеличиваться. Самое убедительное из них на сегодняшний день — размытая фотография объекта, похожего на подводную лодку. Фото, сделанное с большого расстояния на мобильный телефон, шведские военные предъявили журналистам на пресс-конференции 19 октября и даже показали на карте примерное место дислокации объекта. Правда, спустя несколько дней телеканал SVT все это поставил под сомнение: мол, рельеф местности в точке, на которую указывают военные совершенно другой, стало быть, фото сделано вовсе не там. В результате, военные были вынуждены признать: да, мол, сообщили ложные координаты мест наблюдения лодки, но сделали это намеренно, чтобы ввести в заблуждение вероятного противника.

Корабли — «мамы»

Не меньший шум пресса подняла и по вопросу о том, к какому типу принадлежит разыскиваемая субмарина. Чаще других шведы упоминают находившиеся на вооружении советского ВМФ мини-подлодки типа «Тритон» (сняты с вооружения в 90-е годы. — The New Times), предназначенные для разведки и скрытной высадки групп спецназа или водолазов-разведчиков. Однако таким лодкам, имеющим ограниченный запас хода и автономности плавания, необходим материнский корабль. Но и тут шведы не растерялись: на роль «мамы» как нельзя лучше, по их мнению, подходил танкер «Конкорд», аж с 5 октября странным образом дрейфовавший в Балтийском море, рядом с границей территориальных вод Швеции. Танкер принадлежит компании «Novoship», а та, в свою очередь, входит в концерн «Совкомфлот», глава которого, Сергей Франк, как уверяют шведские газеты, входит в ближний круг Путина. Согласно неподтвержденным сообщениям из военных источников, шведы даже поставили на дежурство на небольшом удалении от танкера свою субмарину — чтобы не пропустить момент, когда «Конкорд» поднимет шпионскую мини-подлодку на борт.

Впрочем, одновременно с «Конкордом» под подозрение попало и вышедшее из Петербурга в направлении шведских берегов научно-исследовательское судно «Профессор Логачев», якобы имеющее оборудование для работы на больших глубинах и возможность забрать мини-подлодку к себе на борт. Получив сигнал от шведов, из Таллина для сопровождения «Профессора Логачева» вышли 3 корабля нидерландских ВМС, участвовавшие в недавних учениях НАТО на Балтике. Интриги добавляло и постоянное пропадание корабля из зоны контроля навигационных систем, что могло означать: команда корабля сознательно отключала навигационный сигнал. Впрочем, ряд экспертов тут же поставил под сомнение доводы военных: судно с водоизмещением 5 тыс. тонн, как у «Профессора Логачева», не может взять на буксир ни тем более забрать на борт подводную лодку*.

*Директор ФГУНПП «Полярная морская геологоразведочная экспедиция» Владимир Крюков дал свои пояснения ряду СМИ. По его словам, «Профессор Логачев» вышел в плавание по маршруту «Балтийское море — Северное море, Ла-Манш — Атлантический океан» в рамках экспедиции по поиску сульфидных руд (госконтракт с «Роснедра»).

«Приказ: взять его!» В момент максимального накала страстей ряд газет опубликовал размытую фотографию человека в черной одежде с рюкзаком, который то ли вылезает из воды, то ли, наоборот, лезет в нее где-то на архипелаге. Военные эксперты принялись разъяснять — да, дескать, возможна такая ситуация: команда потерпевшей катастрофу подлодки высадилась на одном из островов, и теперь глубоко законспирированные агенты российских спецслужб в Швеции пытаются вызволить ее оттуда. После чего полиция, армия и военная контрразведка начали прочесывать ближайшие к Стокгольму острова в поисках российских подводников. Но вскоре выяснилось: загадочный человек на фото — местный пенсионер, ловивший рыбу. В интервью ТВ он рассказал, что пережил шок, когда увидел свое фото в газете Ekspressen с заголовком «Приказ: взять его!»

17 октября Швеция почувствовала: цель близка! Один из заливов Стокгольмского архипелага блокировали кораблями ВМС Швеции, зеваки вместе с журналистами на катерах и вертолетах получили строгое предписание: отойти от блокированного района на «безопасное расстояние в 10 км» — на случай, если придется применять глубинные бомбы. Но и тут, вопреки ожиданиям, ничего не произошло — вскоре блокада была снята, часть кораблей вернулась на базы. Тем временем, танкер «Конкорд» прекратил дрейф и стал удаляться от шведской морской границы, а «Профессор Логачев», по сообщению его владельца, из-за небольшой поломки отправился на ремонт в Калининград.

Наконец, 19 октября газета Ekspressen cо ссылкой на свои источники в Службе радиоэлектронной разведки опровергла данные коллег из SvD о радиоперехвате сигнала SOS: «Никаких перехватов вообще не было, сотрудники Службы всю неделю работали в обычном режиме, уходя домой в 5 вечера».

И тогда военные эксперты выдвинули новую версию — подлодке дали уйти, чтобы не провоцировать новый дипломатический кризис с Россией.

Троллинг с воздуха

Пока пресса нагнетала скандал вокруг субмарины, военные и правительственные источники избегали выдвигать версии о ее принадлежности. «Иностранное подводное судно» — и все. Но несмотря на политкорректность, было очевидно: под «другой страной» подразумевается именно Россия. Ведь охлаждение в отношениях между Россией и Швецией, начавшееся еще в середине нулевых годов на фоне урезания демократических свобод в России, резко усилилось после аннексии Крыма, побудившей не на шутку обеспокоенный Стокгольм просить НАТО о более тесном сотрудничестве**. Политический разлад, как это случалось и раньше, быстро перешел на военный уровень — российские военные самолеты все чаще и демонстративней нарушают воздушное пространство королевства, имитируя атакующие действия. Последний такой инцидент случился 17 сентября, когда 2 бомбардировщика СУ-24 ВВС России на 2 км углубились в шведское воздушное пространство — это произошло в тот самый момент, когда тогдашний министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт проводил совместное с парламентским комитетом по обороне совещание по вопросу о военной эскалации в Балтийском регионе. То, что могло показаться в кремлевских кабинетах удачным политическим троллингом, в Швеции было воспринято весьма болезненно, а шведскими военными – с плохо скрываемым удовлетворением.Для армии одной из самых пацифистких стран Европы, год за годом последовательно сокращавшей военный бюджет и переориентировавшей вооруженные силы для выполнения гуманитарных миссий в конфликтных зонах внешняя политика Кремля стала настоящим подарком. Уже ни одна из политических партий не ведет речь о сокращении оборонного бюджета – наоборот, бюджет растет. Уже идут и разговоры о возвращении всеобщей воинской повинности, отмененной несколько лет назад в пользу профессиональной армии. Проведенный в сентябре социологический опрос показал: 61 % населения выступает за увеличение расходов на оборону. О том же по сути заявил на днях и новый шведский премьер, социал-демократ Стефан Левен, партия которого традиционно занимала умеренную позицию в отношении России.

**На саммите Альянса в Уэльсе 4-5 сентября 2014 года Швеция и НАТО подписали договор о военной поддержке. 

24 октября ВМС Швеции прекратили поиски подводной лодки в районе Стокгольмского архипелага. На снимке: корвет класса «Висбю» 

История о холодной сосиске

Кстати, то, что систематические нарушения воздушного пространства королевства — далеко не случайность, а системный элемент силовой внешней политики Кремля, по-своему иллюстрирует и фигура нового посла РФ в Швеции — Виктора Татаринцева. В 1999 году именно Татаринцев, будучи тогда первым секретарем посольства РФ в Стокгольме, устроил, как считает полиция Швеции, пожар в заповеднике Тюресё, в результате которого в заповеднике выгорело 40 квадратных километров леса, а тушили его 60 пожарных и 2 вертолета. В период сильной засухи, когда было запрещено разведение огня, он, прихватив с собой гриль, отправился в заповедник с женой пожарить сосисок. Камера полицейского вертолета зафиксировала, как после начала распространения огня чета дипломатов бежит с места происшествия, прыгает в лодку и пытается покинуть заповедник. На другой стороне озера их встретила полиция, которой первый секретарь рассказал, что он-то собственно намеревался «есть сосиски холодными». Тогда Татаринцев избежал ареста, воспользовавшись дипломатическим иммунитетом. Татаринцева во избежание скандала отозвали в Москву, а потом отправили на работу в Исландию. Однако, в мае 2014-го он с триумфом вернулся в Стокгольм — уже в качестве главы дипмиссии. За неполные 5 месяцев пребывания в Швеции свежеиспеченный посол уже успел попасть в новый скандал: въехав в столб уличного освещения в пригороде Сульсидан на машине с дипномерами, он отказался от освидетельствования на алкоголь, использовав опять-таки свой дипломатический иммунитет.

На фоне всего этого шведскому обществу совсем несложно поверить в то, что времена 30-летней давности вернулись, и российские подлодки действительно ведут разведывательную деятельность под Стокгольмом.

История охоты на советские и — позднее — российские подводные лодки в шведских территориальных водах насчитывает не один десяток лет. Причем недавно открытые архивы британских спецслужб свидетельствуют: как минимум часть лодок, заплывавших в гости к шведам, на самом деле принадлежала Великобритании и другим странам НАТО. Такого рода спецоперации проводились для того, чтобы создать напряженность между СССР и дрейфовавшим в его сторону социал-демократическим правительством Улофа Пальме. Впрочем, такие методы стали излишни после того, как 28 октября 1981 года у шведских берегов и впрямь была обнаружена советская подводная лодка С-363 — она села на мель в секретном фарватере, рядом с базой шведских ВМС в Карлскруне. На следующий день, 29 октября, значительная часть советского Балтийского флота стояла на границе территориальных вод Швеции, а МИД СССР потребовал пропустить советские буксиры для снятия лодки. Швеция ответила на это призывом резервистов и выдвижением встречных требований к СССР: принести ей официальные извинения, разрешить допрос капитана шведскими спецспужбами и отбуксировку подводной лодки шведскими ВМС до границы территориальных вод. Тогда советская группировка послала быстроходный буксир для снятия подлодки, однако попытка ее освобождения была пресечена, а шведская подводная лодка «Нептун» прошла с включенным прожектором среди стоящих на якоре кораблей Балтийского флота, чтобы продемонстрировать их уязвимость. В конце концов СССР принял все условия шведов, попросив, однако, изменить формулировку «допрос капитана» на «опрос». Отношения между двумя странами были, тем не менее, безнадежно испорчены.

 фото: AP