Анна Сакоян: Инсценировка холодной войны

Авиация Фото: mil.ru По сообщениям НАТО, 29 и 30 октября над Балтикой наблюдались полеты ВВС России. Были зафиксированы четыре группы самолетов. Так как предупреждений о планирующихся полетах в местные центры управления не поступало, для распознания объектов по тревоге были подняты истребители НАТО и ВВС Финляндии. За последнее время это далеко не первый случай, когда со стороны РФ наблюдается повышенная военная активность. Из недавнего можно вспомнить эпизод, когда 21 октября 2014 г. российский самолет-разведчик появился в воздушном пространстве Эстонии и находился в нем в течение минуты (пролетел порядка 500 метров), после чего был выведен за пределы чужой территории самолетом из Балтийской воздушной полиции НАТО. Со стороны России этот случай был наиболее серьезным нарушением границ воздушного пространства со времен холодной войны.
17 октября недалеко от Стокгольма была замечена иностранная подводная лодка. Хотя с точностью установить, к какой юрисдикции она относилась, не удалось, общее подозрение пало на Россию, в частности потому, что перехваченный зашифрованный сигнал от нее шел по частоте, используемой РФ для чрезвычайных ситуаций. И опять же, в более широком контексте нынешних событий СМИ в связи с этим инцидентом вспоминали холодную войну: «Эта операция [по поиску субмарины] вызывает в памяти эпизоды из охоты на советские подводные лодки в 1980-е гг., особенно когда одна из них была обнаружена на мели в Карлскурне».
«Начиная с того момента, как Россия в марте присоединила к своей территории украинский Крым, - пишет издание министерства обороны США Stars and Stripes, -российские военные самолеты все чаще стали появляться у границ России со странами НАТО, как сообщают в альянсе 28 наций. А в последние несколько дней увеличились размеры групп российских военных самолетов, и это значит, что НАТО нужно как-то отреагировать». С начала этого года в НАТО зафиксировали более сотни случаев появления российских ВВС, что в три раза превышает число таких случаев в 2013 г. В ответ альянс увеличил число самолетов своей Балтийской воздушной полиции. Ссылаясь на представителей НАТО, автор материала подчеркивает, что в принципе полеты военных самолетов и ответные подъемы истребителей – это обычная практика, однако «в данном случае эти полеты представляют собой риск для гражданской авиации, так как российские военные часто не сообщают о своих летных планах и летают с выключенными бортовыми ретрансляторами, в результате чего диспетчеры гражданской авиации не могут их зарегистрировать».
Guardian ссылается на норвежский военный источник, по словам которого «российские самолеты появляются регулярно вблизи нашего воздушного пространства, но в этот раз [29 октября] необычной была численность самолетов и то, что они продвинулись дальше на юг, чем мы обычно наблюдаем». «Президент Владимир Путин, - комментируют авторы, - занялся укреплением российских вооруженных сил, которые пострадали по итогам экономического спада после коллапса Советского Союза. После начала конфликта из-за Украины силы альянса также усилили бдительность, особенно на восточных границах с Россией». В заключение, опять же, уточняется, что российские ВВС имеют полное право летать в своем воздушном пространстве, однако безопасность гражданских перелетов оказывается под угрозой.
Британское СМИ Channel 4 News опубликовало текст под названием «Российские военные полеты: пропаганда или предвестник войны?». «Главный повод для беспокойства – это вопрос, что за этим всем стоит: значит ли это, что растущее задействование вооруженных сил следует воспринимать во всем его угрожающем смысле или Москва просто пытается таким образом что-то сообщить аудитории». Автор недвусмысленно связывает повышение военной активности со стороны России с конфликтом с западными странами, который начался из-за Крыма, а затем продолжался из-за того, что Россия пыталась спровоцировать разногласия как в самой Украине, так и среди ее западных союзников, хотя в последнее время Москва терпит неудачи. Очевидно, что эти демарши часто бывают привязаны к событиям, которые российской стороне не по душе. Так, например, российская авиация вторглась в североамериканское воздушное пространство, когда украинский президент Петр Порошенко посетил США и Канаду.
Автор цитирует аналитика из Royal United Services Institute Джастина Бронка (Justin Bronk), который считает, что активизация российской авиации – это «тщательно спланированная попытка продемонстрировать власть», однако ее цель «скорее психологическая, нежели военная или разведывательная». Особенно занятно, подчеркнул Бронк, как аккуратно просчитаны эти полеты, в том числе с вторжениями в чужое воздушное пространство: они как бы показывают, что российские ВВС способны взять НАТО в кольцо. И эти демонстрации увенчались успехом: альянс действительно насторожился.
Еще один эксперт Пол Бивер (Paul Beaver) сказал Channel 4 News, что российские военные полеты имеют целью произвести впечатление, прежде всего, на российскую же аудиторию. По его мнению, этих случаев может стать еще больше, так что их частотность выйдет на уровень 1980 г., когда сообщения о полетах ВВС появлялись чуть ли не ежедневно.
Обобщающий материал по итогам повышения военной активности со стороны России был опубликован Reuters. Аналитики Алистер Дойл (Alister Doyle) и Саймон Джонсон (Simon Johnson) считают, что имеющиеся к настоящему моменту эпизоды военных учений и нарушения границ неизбежно вызывают ассоциации с эпохой холодной войны. Чем чаще российские самолеты появляются над Балтийским морем, тем больше у западных стран оснований пересмотреть свою обороноспособность и, в частности, объемы бюджета, выделяемого на военные цели. «Безрезультатные поиски шведской субмарины, а также российские вторжения в чужое воздушное пространство, воспринимаются как составные части того, что один министр безопасности [глава датского МИДа Мартин Линдегаард] назвал "гибридной войной", когда используются пропаганда и страх, чтобы держать страны начеку».
«Это новая норма, - цитируют авторы шведскую специалистку по международным отношениям Анну Висландер. - Необходимо быть готовыми отражать потенциальные нарушения границ». Если до этого года в большинстве стран расходы на оборонный сектор сокращались, то украинский кризис оживил в памяти холодную войну и указал на то, что военное оборудование стареет: например, в Швеции оборонный бюджет сократился с 3% ВВП в 1980 г. до 1,2% в 2013 г. В Литве и Латвии в 2014 г. на военные нужды в 2014 г. отводилось 0,9% ВВП. К концу 2010-х гг. обе страны рассчитывают достигнуть 2% - неформальный стандарт оборонных расходов, принятый среди участников НАТО. Эстония – единственная из прибалтийских стран, отвечающая этому требованию, - планирует увеличить расходы на оборону до 2,05% ВВП уже в 2015 г.
Есть вероятность, рассуждают авторы, что российский президент Владимир Путин считает небольшие северные и прибалтийские страны экспериментальной площадкой, на которой можно проверить сплоченность возглавляемого США Североатлантического альянса: члены НАТО обязаны воспринимать угрозу одному из участников как угрозу всему альянсу. Другие, как Линдегаарт, считают, что не следует преувеличивать значение российских военных инсценировок: «Это массированная пропаганда, провокации, раздразнивание разных групп внутри других стран, но это не война, хотя это враждебное поведение, сходное с войной».
Смотрите также: Британские ВВС заявили о перехвате российского бомбардировщика Ту-95 Пентагон обвинил ВВС РФ в создании угрозы гражданской авиации НАТО заявило об исключительной активности ВВС РФ над Балтикой