После мертвой воды
Мария Степанова — о страхе будущего как свойстве современности

Одно из главных свойств современности, если верить философу Борису Гройсу, это страх перед будущим, а идея спасения от будущего — насущная проблема, пишет на «Кольте» Мария Степанова. По ее словам, в России этот страх силен как нигде, именно он объединяет российское общество и давно стал консолидирующим фактором.
Страх перед завтрашним днем объединяет всех, начиная от Владимира Путина и заканчивая людьми в фейсбуке. Массовые выступления граждан зимой 2011-2012 годов ненадолго нарушили это «равновесие»: тогда на Болотной площади в Москве требовали перемен и критиковали негласный договор общества с Путиным, гарантирующий комфортную жизнь в обмен на игнорирование политики. Однако, пишет Степанова, как только «события задвигались», люди начали говорить о том, что хорошо бы вернуться назад — в ту протестную зиму, или даже в осень 2011 года, когда жизнь была по-прежнему статична — и не было никаких запретительных законов и «болотного дела».
Мария Степанова с 2012 года возглавляет проект «Кольта.ру», посвященный искусству и культуре. Текст «После мертвой воды» написан для сборника «Ukraine, Russland und Europa» под редакцией Катарины Раабе; его выход запланирован на 2015 год.
Если отпилить себе чувство завтрашнего дня, будешь вечно биться об углы и карнизы прошлого: оно ведь только из них и состоит.