Михаил Назаров: ОПЕК считает, что пока не критично

Конференция ОПЕК Reuters, со ссылкой на трех делегатов встречи ОПЕК, сообщил, что решение о снижении квот на добычу нефти не будет принято. Также и министр нефти Саудовской Аравии Али ан-Нуайми заявил, что рынок стабилизируется без внешнего воздействия, а на саммите ОПЕК страны достигнут компромисса в вопросе добычи. Компромисс в том, что они попытаются не превышать нынешние квоты.
Али аль-Наими Ранее аль-Наими уже заявлял, что ожидает от рынка "самостоятельной стабилизации", которая произойдет "через некоторое время". Цены на нефть с лета упали примерно на 30%, но сейчас стабилизировались около $80 за баррель и в этой связи большинство в ОПЕК не считает необходимым срочное принятие новых ограничений.
Разумеется, общая раскладка сложнее. ОПЕК сейчас контролирует около трети мирового экспорта, снижение квот означает снижение доли рынка. Но сохранение добычи на прежнем уровне означает ценовую войну. В случае дальнейшего падения цен страны Персидского залива смогут это компенсировать (у них денег много), а другим членам ОПЕК (например Ирану и Венесуэле) будет сложноs. По оценке Deutsche Bank и МВФ, которую приводит The Financial Times, сильнее всего от снижения цен пострадали страны, в которых экспорт нефти и нефтепродуктов составляет значительную долю от ВВП. Речь идет о Венесуэле (21% ВВП), России (14% ВВП) и Колумбии (6% ВВП). В выигрыше, разумеется, импортеры: Таиланд, Южная Корея, Чили и Украина.
К середине недели фьючерсы на нефть Brent в Лондоне снизились еще на 1,2% - до $78,53 за баррель. Но это еще не после утечек из ОПЕК, а после того как даже встреча представителей Саудовской Аравии, Венесуэлы, России и Мексики не завершилась принятием решений о сокращении производства. Новое снижение цены любопытно еще с одной стороны. В понедельник, когда в Россию с идеей поддержать урезание квот приехал глава МИДа Венесуэлы Р.Рамирес, на лондонской ICE Futures Europe подорожали январские фьючерсы на нефть Brent подорожали на 46 центов — до $80,82 за баррель. Перед выходными стоимость этих контрактов тоже росла. Эксперты связывали рост с новостями о возможном сокращении квот на ОПЕКе, но – еще и с тем, что Народный банк Китая снизил процентные ставки - для поддержки экономики страны. Так что, получается, не сработал и "китайский фактор" – на него перестали обращать внимание уже через два дня.
Что до ценовых войн, то была еще такая тема: официальные лица стран Персидского залива опасаются, что "снижение квот сыграет в итоге против самих этих стран, так как более высокие цены только подстегнут увеличение производства сланцевой нефти США". Кроме того, те самые три делегата встречи ОПЕК, на которых ссылался Reuters, говорили, что сохранения объемов добычи связано и с тем, что Россия отказалась урезать экспорт.
Россия
Александр Новак С Россией тут любопытно, поскольку в пятницу глава Минэнерго А.Новак сообщал, что правительство РФ в принципе обсуждает тему снижение добычи нефти для поддержания мировых цен. Собственно, заявление и было сделано к появлением в Москве главы МИДа Венесуэлы Р.Рамиреса – Венесуэла и была инициатором темы снижения квот.
А еще в России имелась конспирология на тему: а ну как цены на нефть падают из-за антироссийского сговора между традиционными производителями (прежде всего - Саудовской Аравия и США). Чтобы "опустить российскую экономику". Такой вопрос задали даже В.Путину в интервью ТАСС. Путин отнесся к версии если и не прохладно, то спокойно. Если такие "целенаправленные шаги партнеров на мировом энергетическом рынке" имеют место, то они ведут к снижению рубля. "Но вот смотрите: раньше мы продавали товар, который стоил доллар, и получали за него 32 рубля. А теперь за тот же товар ценой в доллар получим 45 рублей. Доходы бюджета увеличились, а не уменьшились".
Вообще, он был склонен думать о другом заговоре. "В США начали добывать сланцевые нефть и газ и в значительной степени обеспечивают теперь себя собственным сырьем". Вопрос рентабельности. Стоимость добычи в США От $65 за баррель до $83. Это вот к чему: "Сейчас цена за бочку нефти упала ниже $80. Добыча сланцевого газа становится нерентабельной. Может, саудиты специально хотят «убить» своих конкурентов…" Ну, по факту заявлений саудитов можно считать и так, но все же вряд ли данный ценовой эпизод в состоянии закрыть американскую сланцевую программу.
Затем, 25 ноября в Вене состоялась встреча представителей России, Саудовской Аравии, Мексики и Венесуэлы, вроде бы заинтересованных в снижении квот. Но по итогам переговоров они лишь договорились мониторить цены в течение года, а координировать снижение объемов добычи не станут. Что до российской позиции (при том, что предполагалась заинтересованность РФ в снижении квот), то И.Сечин сказал агентству Bloomberg так: "Взгляд на рыночные фундаментальные факторы и субъективные факторы, влияющие на рынок, показывает перепроизводство нефти. Предложение превосходит спрос, но не критично, и не снизит цены на долгосрочную перспективу".
Поэтому России не нужно снижать объемы производства, если цена на нефть упадет ниже $60 за баррель. По его прогнозам, сложившаяся сейчас ситуация не отразится на нефтяных ценах в долгосрочной перспективе. "Отмечу сразу, что нынешний уровень цен не критичен для нас". То есть, тут заодно и полу-политический вывод: Россия не считает, что нефть кто-то обрушивает специально против нее. По крайней мере, публично эту версию не поддерживает. Ну, собственно, учитывая разнообразие мнений нефтедобывающих стран по поводу квот, устроить такое затруднительно.
В итоге (перед заседанием)
The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники сообщил, что страны-члены ОПЕК склоняются к компромиссу: на заседании будет принято решение "о более жестком соблюдении установленных организацией квот на добычу нефти". Там, потому что, в самом деле с дисциплиной не очень-то: официальная квота на добычу в ОПЕК составляет 30 млн баррелей в сутки, но страны картеля ее превышают - по экспертным оценкам, на 0,97 млн баррелей в сутки (в среднем за пять последних месяцев).
По оценке ОПЕК, это будет означать снижение производства примерно на 300 тыс. баррелей в сутки (б/с) по сравнению с октябрьским уровнем. Ну а аналитики Deutsche Bank настаивают на том, что картелю необходимо сократить добычу в 2015 году до 29,2 млн барр. в день, чтобы компенсировать рост добычи другими странами.
При этом – согласно WSJ - сокращение добычи на 300 тыс. баррелей вряд ли удовлетворит Венесуэлу и Иран, которым для сбалансирования бюджетов нужна цена выше $100. Вообще, нынешнюю активность на тему снижения квот организовала именно Венесуэла (нефть - 21% ВВП). Не получилось. Но, по крайней мере, сигнал подан, тема обсуждается.
Причем, возможен же и вариант, что отказ от повышения квот может сработать в сторону роста цены: как-никак, сейчас констатировано, что никакого кризиса нет и все более-менее равновесно.
Смотрите также: Михаил Назаров Россия и снижение добычи нефти Саудовская Аравия опровергла причастность к снижению цен на нефть