Дата
Автор
Петр Бологов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Пленник мандариновой войны

Петр Бологов — о том, почему миссия СНГ завершена

Фото: Алексей Никольский / pool / AFP / Scanpix

Верховная Рада 8 декабря на уровне лидеров фракций обсудила выход Украины из СНГ. Соответствующий закон зарегистрировали в парламенте в конце ноября — ожидается, что его рассмотрят в ближайшее время. Планы о том, чтобы покинуть СНГ, возникают в Киеве не впервые — еще президент Виктор Ющенко отказывался посещать саммиты Содружества; участие в СНГ украинские власти использовали, как правило, в качестве аргумента в газовых переговорах с Россией. Из-за украинского кризиса разговоры о выходе Киева из содружества возобновились — к тому же Украина так и не подписала устав СНГ, а в 2014-м отказалась от председательства в организации. По просьбе «Медузы» журналист Петр Бологов объясняет, почему миссия СНГ фактически завершена.

Цивилизованный развод

Содружество было создано в формате Россия—Украина—Белоруссия при подписании Беловежских соглашений в декабре 1991 года, положивших конец существованию СССР. До сих пор считается, что СНГ (рассматривалась еще название ССГ — Содружество суверенных государств) появилось на свет для «цивилизованного развода» бывших союзных республик и сдерживания центробежных сил на постсоветском пространстве. Спустя полтора десятка лет на примере стран Балтии, которые сразу отказались участвовать в СНГ и взяли курс на Европу, стало понятно, что альтернатива такому объединению все же была.

Фото: РИА Новости / Scanpix Подписание Беловежского соглашения

В том же декабре 1991-го к соглашению о создании СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Грузию приняли в Содружество два года спустя. По мнению одного из авторов Беловежских соглашений Станислава Шушкевича, занимавшего в 1991 году пост председателя Верховного Совета Белоруссии, «СНГ было обречено с самого начала». Беловежские соглашения, например, предусматривали сохранение единого экономического пространства, общего эмиссионного центра, вооруженных сил и единой внешней политики. Однако никакой реальной интеграции в рамках Содружества не было, нарушались даже транспортные коридоры, культурные и научные связи — во многом, из-за сложных отношений между участниками блока.

Войны с друзьями

Азербайджан и Армения пополнили ряды СНГ, воюя друг с другом — Карабахский конфликт был в самом разгаре. Членство в Содружестве никак не повлияло на ход боевых действий — перемирие наступило только в 1994-м. Грузия вошла в СНГ, уже пережив две войны — в Абхазии и Южной Осетии — и фактически потеряв эти территории. В 2004-м и 2008-м отношения с отколовшимися автономиями обострялись до боевых действий, причем во втором случае Россия открыто вступила в войну против Грузии, которая на тот момент еще была в Содружестве.

В Приднестровском конфликте 1992 года российские военнослужащие из 14-й армии действовали против молдавских войск. Президент Молдавии Мирча Снегур тогда официально объявил, что его страна находится в состоянии войны с Россией и что он официально проинформировал об этом ООН. Российские войска до сих пор остаются в Абхазии, Южной Осетии и в Приднестровье, хотя власти Грузии и Молдавии, ссылаясь на международное право, считают эти территории оккупированными.

Неэффективность СНГ, как и остальных постсоветских структур (ОДКБ, ШОС), продемонстрировали и события 2010 года в Киргизии, где произошел государственный переворот и погибли десятки людей. Вместо того чтобы оказать помощь, Казахстан и Узбекистан просто закрыли границы с Киргизией, а Россия направила туда своих десантников, но только для защиты семей военнослужащих базы Кант.

Пожалуй, лишь во время гражданской войны в Таджикистане (1992–1997) российские военные, действовавшие в рамках мандата Объединенных Вооруженных сил СНГ, смогли доказать, что в существовании Содружества есть какой-то смысл. Однако решению территориальных споров между Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном, которые нередко приводят к перестрелкам и жертвам, механизмы СНГ никак не поспособствовали.

Фото: Max Sivaslian / Sygma / Corbis / All Over Press Нагорно-Карабахский конфликт

То же можно сказать и о споре вокруг острова Коса Тузла, который произошел между Россией и Украиной в конце 2003 года и едва не перерос в вооруженное столкновение. Однако кульминацией «сотрудничества в рамках СНГ» оказались присоединение Крыма к России и война на востоке Украины, жертвами которой стали тысячи человек. Российские официальные лица не подтверждают участие в конфликте кадровых военных РФ, но и не отрицают, что среди сепаратистов есть добровольцы с российскими паспортами.

Торговые войны

Ни один регион мира, объединенный к тому же единым социально-экономическим пространством, не пережил за последние два десятка лет столько торговых войн, сколько СНГ. Практически во всех случаях инициатором конфликта или хотя бы одним из участников была Москва. Россия умудрялась вступать в торговые конфликты, например, с Белоруссией даже в те времена, когда Москвой и Минском активно обсуждалась идея Союзного государства.

Из наиболее значительных конфликтов такого рода можно вспомнить «газовые войны» с Украиной, которые беспрерывно шли вокруг цен на российский газ с 2006-го по 2010-й. Закончились они подписанием Харьковских соглашений, по которым Черноморский флот РФ получил право оставаться в Крыму до 2042 года. С Грузией Россия вела «винную войну», отказавшись от местного вина и минеральной воды. Потери грузинской стороны в первый год действия эмбарго оценивались в 70 млн долларов; поставки вина и «Боржоми» в Россию возобновились только в начале 2013-го. Аналогичное эмбарго на поставки молдавского вина в РФ действовало с 2006-го по 2009-й и принесло убытки республике на 180 млн долларов. В 2013-м поставки вновь были запрещены, а летом 2014-го появились ограничения в отношении молдавских фруктов и овощных консервов.

С Белоруссией Россия конфликтовала из-за цен на газ и пошлин на транзитную нефть в 2004-м, 2007-м и 2010-м; из-за реэкспорта сахара — в 2006-2007 годах; из-за поставок молочной продукции — в 2009-м. Ограничив поставки цитрусов в 2004 году, чтобы оказать давление на местных политиков, Россия развязала «мандариновую войну» даже против самопровозглашенной республики Абхазии, которая, конечно, не является членом СНГ, но полностью находится в сфере влияния Содружества.

В 2014 году Россия и Украина ввели друг против друга сразу несколько эмбарго. Киев запретил поставки в Россию вооружений, военной техники и комплектующих, в том числе и уже оплаченных. Москва, в свою очередь, ввела эмбарго на ввоз украинских овощей, фруктов и молочной продукции, а также на поставки ядерного топлива Украине. Помимо этого в России действуют ограничения на импорт из Украины картофеля, свинины и кондитерской продукции.

Уйти по-туркменски

Единственной страной, которая официально покинула СНГ за весь период его существования была Грузия — она окончательно оформила свой выход из Содружества в 2009 году. Решение об этом было принято в августе 2008-го, когда еще шла война в Южной Осетии. От выхода из СНГ республика мало что потеряла, поскольку, начиная с 2006 года, постепенно перевела все свои экономические контакты в рамках Содружества на двустороннюю основу с конкретными странами.

После прихода в 2012 году к власти в Грузии коалиции во главе с миллиардером Бидзиной Иванишвили президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил закавказской республике вернуться в СНГ, но в Тбилиси этот вопрос никто всерьез рассматривать не стал.

Помимо Грузии попытки дистанцироваться от Содружества предпринимали и другие страны. В 2009-м Молдавия вышла из договора об экономическом трибунале СНГ. Тогда же министр иностранных дел и европейской интеграции республики Юрий Лянкэ заявил, что Кишинев отказывается от политического и военного взаимодействия в рамках Содружества. В 2011 году Азербайджан предъявил претензии к программе сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии незаконной миграции. В Баку сообщили, что не признают за СНГ и его исполнительными органами международную правосубъектность и их связи с международными структурами — и намерены принимать отдельное решение о своем участии в каждом из мероприятий программы.

Подобных примеров множество. Не стоит забывать и про организацию ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия; с 1999-го по 2005-й — еще и Узбекистан), которая была очень активна в середине нулевых и позиционировала себя как альтернативу СНГ.

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ Встреча глав государств СНГ в Минске. Октябрь 2014-го

Самая интересная позиция в отношении СНГ — у Туркмении, которая так же, как и Украина, до сих пор не ратифицировала устав СНГ. Сейчас республика участвует в организации лишь в качестве «ассоциированного члена» (вышла из действительных членов в 2005 году). Несмотря на то, что в Туркмении регулярно проходят саммиты Содружества, со всеми его странами Ашхабад установил визовый режим и игнорирует большинство совместных программ.

Придя к власти в начале 2007 года, президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов определил свое отношение к СНГ следующим образом: «Думаю, что сейчас уже ни у кого не осталось иллюзий относительно крайне низкого уровня эффективности СНГ как международной политической и экономической структуры. В Туркменистане это поняли достаточно давно и потому предельно ограничили степень своего участия во встречах и консультациях, которые не приносили никаких практических результатов».

Даже Россия в 2007 году решила выйти из целого пакета договоров в рамках СНГ (об общих принципах налоговой политики, о принципах таможенной политики, о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях), сосредоточившись на создании Таможенного союза и Единого экономического пространства с Казахстаном и Белоруссией. Учитывая эти обстоятельства, а также тот факт, что большинство структур и решений в рамках СНГ давно уже не работают или не будут работать в связи с подписанием Киевом соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, выход Украины может привести к окончательной смерти Содружества из-за его ненужности. Особенно с учетом грядущего присоединения к Таможенному союзу Армении и Киргизии, который в таком случае сможет претендовать на роль преемника СНГ и «внука СССР».

Петр Бологов

Москва