«Трагедия Максима спасла сотни жизней»: Астахов вернулся к «Дантовской» клинике
Детский омбудсмен Павел Астахов изучил в Новосибирске состояние детской больницы скорой помощи. Впервые он увидел ее в 2010 году — после смерти восьмимесячного сына Дарьи Макаровой. Тогда Астахов назвал ситуацию в «Дантовской» клинике «совершенно бесчеловечной», а в мэрии последовали увольнения.

Четыре года назад Астахов пришел в городскую детскую больницу скорой помощи №3 на Красном проспекте (напротив здания регионального правительства) вместе с
Дарьей Макаровой
— за месяц до этого ее восьмимесячный сын Максим умер там, несмотря на усилия врачей. «Хочу проследить, чтобы ему показали все, что он должен увидеть, а не только кабинет главврача», — объясняла она журналистам. Уполномоченный по правам ребенка действительно осмотрел и палаты, и операционные, и кабинеты врачей, и даже санузлы с гардеробом.
Во время экскурсии по «Дантовской клинике», как он сам охарактеризовал увиденное, детский омбудсмен
делал фотографии на мобильный телефон и выкладывал их у себя в твиттере
. Ситуацию в больнице Астахов назвал «совершенно бесчеловечной, идущей вразрез со всем, что декларируется на федеральном уровне». Он раскритиковал городских чиновников, «потому что главный врач становится заложником администраторов от власти». В итоге месяц спустя администрацию
покинул вице-мэр Валерий Фёдоров
— за организацию визита уполномоченного.
В этот приезд — 16 января — Павлу Астахову показали совсем другую картинку — после косметического ремонта. Его сопровождали глав врач Ростислав Заблоцкий, министр здравоохранения Олег Иванинский и вице-губернатор Виктор Шевченко. «Экскурсия» началась с подвала, в котором по-прежнему находится гардероб. Мельком осмотрев помещение, которое, кажется изменилось с тех пор меньше всего, Астахов молча отправился в реанимацию.
На входе в отделение реанимации и интенсивной терапии омбудсмена окликнули: «Павел Алексеевич! Можно задать вопрос?» По коридору, заполненному журналистами и сопровождающими, протиснулась женщина с ребенком, мальчиком лет десяти. «Это мой сын, Роберт, у него ожог. Нам нужна очень сильная пластическая операция. Я прошу, потому что это серьезно», — сбивчиво рассказала мать. «Вам отказывают здесь в лечении?» — спросил Астахов. «У нас сегодня операция, понимаете, там нарыв! Я узнавала, консультировалась, что в Новосибирске невозможно это сделать», — сетовала женщина. «Не волнуйтесь так сильно, в Новосибирске есть возможность. Новосибирск — это город с хорошими врачами, если в чем-то будут сомневаться, значит скажут и отправят в Москву. Не переживайте, а то ребенка пугаете. Роберт, маму береги!» — добавил омбудсмен и поручил уполномоченной по правам ребенка в Новосибирской области Любови Зябревой проследить за ситуацией.
В хирургическом отделении ждали клоуны. Они описали свой режиме работы, и Павел Астахов удивился, что артисты бывают здесь так редко. Больничные клоуны в ответ попросили больше возможностей для работы. Затем обмудсмен обошел несколько палат и поговорил с детьми и мамами. Те уверяли, что сейчас довольны условиями, но Астахов, кажется, не поверил, узнав, что родители все еще вынуждены спать на одной кровати с ребятишками.
Весь визит занял минут тридцать. Примерно на середине осмотра присоединилась Дарья Макарова, которая после трагедии с сыном стала помощницей Астахова и его представителем в Сибирском федеральном округе. Она рассказала об изменениях в больнице: наладилась поставка питьевой воды, закуплены новые удобные реанимобили, появились детские уголки, где можно поиграть и порисовать. Омбудсмен сам их проинспектировал: подсел к девочке Соне рисующей мелом солнышко. О чем они говорили, журналисты не слышали, но на прощание Соня потребовала нарисовать ей щуку. Астахов подчинился.
В инстаграмме позже
появилась запись
: «Новосибирская городская детская клиническая больница. В 2010 году после гибели малыша Максима из-за ужасного состояния больницы и нехватки мед.техники я проводил здесь независимое расследование и проверку. Тогдашний Мэр Новосибирска В.Ф.Городецкий пообещал быстро отремонтировать больницу и, что важно, выполнил свое обещание. Трагедия Максима спасла жизни сотням других детей. Сегодня больница полностью преобразилась».
Подготовила Наталья Гредина