Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Олимпийское звонкое эхо: что осталось от Игр в Сочи


Открытие Олимпиады в Сочи. Фото: EPA/ТАСС

Если вы успели забыть, то вам напомнят: 7 февраля исполняется год со дня открытия сочинской Олимпиады, и эта памятная дата будет торжественно отмечаться так, как в нынешней России отмечается примерно все, что угодно: праздничный телемарафон на «Первом», концерт Лепса, программа Малахова, прямые включения с мест событий с ликующей массовкой, Жириновский, перекрикивая Пригожина, вещает про то, как мы им всем показали и еще покажем.

Вообще, сама идея отмечать годовщину и без того регулярного спортивного события – это уникальное ноу-хау; безусловно, Олимпиада – событие, важное для любой страны, но вряд ли того разряда, на котором могут строиться национальное самосознание и государствообразующая мифология, – она была, прошла и, дай бог, когда-нибудь будет еще. Но поэт в России, известно, всегда оказывается больше самого себя, и всем понятно, что сочинская Олимпиада была явлением более существенным и значимым, чем просто очередное соревнование: этой Олимпиадой мы что-то пытались доказать себе, что-то рассказать о себе всему миру, это было похоже на Новый год (и не только в смысле торжественности церемонии открытия), после которого всегда хочется подбить некоторые итоги и начать новую жизнь, – и такая жизнь после Олимпиады безусловно началась, хотя, возможно, и не такая, как задумывалось. И в этом смысле праздник в честь олимпийской годовщины вполне оправдан – отмечаем же мы в новогоднюю ночь годовщину предыдущей новогодней ночи, и ничего.

Историческая память избирательна, и если вы успели забыть, то сейчас можно уже и не вспомнить: в Олимпиаде сошлось множество смысловых пластов, образов и представлений о России, иные из них за последний год стали определяющими, другие остались где-то далеко, как будто их и не было. Наверняка мы будем вспоминать Олимпиаду как гигантскую скрепу – точку, в которой сосредоточились все усилия, карту, на которую было поставлено все; из-за этого любая ирония по отношению к ней, пренебрежение ее важностью или там фотографии дыр и подтеков в сочинских гостиницах воспринимались как оскорбление национального масштаба. «Либералы дошли до того, что позволяют себе глумиться над успехами наших спортсменов!» – писал в фейсбуке кто-то из знакомых; что уж говорить про Обаму и Меркель, которые позволили себе не приехать на церемонию открытия – это ранило в самое сердце и имело далеко идущие последствия.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.