Дата
Автор
Дмитрий Борко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Одной левой

"Потерпевшие" от Ивана Непомнящих полицейские 2-го оперполка Гаврилов Евгений Александрович и Колмаков Виктор Владимирович (видеокадр из дела)

Евгений Гаврилов, командир отделения 2-го полицейского оперполка, и Виктор Колмаков, старший сержант того же полка, изрядно пострадали на Болотной площади 6 мая 2012 года. Обоих целых семь секунд одной левой избивал 21-летний Иван Непомнящих, ставший теперь очередным обвиняемым по Болотному делу. Обвинение всем "болотникам" однообразно: участие в массовых беспорядках (ст.212, до 8 лет) и насилие над полицейскими (ст.318, до 5 лет). О том, что их побили, жертвы вспомнили через 2,5 года после событий. И сразу после этих внезапно нахлынувших воспоминаний превратились из свидетелей в потерпевших.

Наверное, сами бы они и не вспомнили, но им помог следователь Горелов Д.А. У него были причины напомнить: уже найден очередной преступник с Болотной, по видео определен пострадавший - полицейский Колмаков. А "пострадавший" на допросе вдруг заявляет, что на Болотной ну никак не пострадал!

Пришлось следователю тут же показать это видео не помнящему Ивана Непомнящих полицейскому (бывают же такие странные совпадения!). Посмотрев, Колмаков сразу все вспомнил. И рассказал, как Иван "препятствовал задержанию агрессивно настроенных граждан", как сам "проявлял агрессию в отношении сотрудников" и как бил его, Колмакова, а заодно и его командира Гаврилова. Сперва руками бил, а затем и зонтиком. В протоколе так и записано: "При детальном просмотре видео я вижу, как молодой человек бьет по руке Гаврилова..." и т.д. Назвал это творение следователь Горелов "Свидетельскими показаниями". Почему нет? В истории Болотного дела полицейские не раз "давали показания" не по собственной памяти, а пересказывая (и перевирая) видеозаписи. Но раньше это хоть как-то пытались скрыть. А тут прямо так и записано: "Просмотрев видео, могу показать..."

Как ни удивительно, такие же "показания", слово в слово, дал и другой полицейский - Гаврилов. К своим пересказам видео оба подошли творчески: они увидели, как молодой человек провоцирует сотрудников словами: "Не могу вспомнить, что он говорит, возможно, недоволен нашими действиями. Но суть его фраз однозначно провокационная, поскольку сразу после этого видно, как мы его задерживаем".

У меня тоже есть упомянутые видеозаписи. Их целых две. Даже если допустить, что на видео именно Иван (а экспертиза так и не смогла его идентифицировать), попробуем рассмотреть его действия. Начинается все с того, что группа полицейских по непонятным причинам врезается в стоящих недалеко от парапета набережной людей. Затем они бросаются на другого, уже осужденного "болотника" Дениса Луцкевича. Во время первого процесса мы долго гадали - зачем? Ведь в этот момент он просто помогает подняться с земли упавшей девушке. Видимо, Луцкевич слишком выделяется высоким ростом и голым торсом (рубашку полицейские сорвали с него еще раньше). Денис пытается отбежать, его валят на землю и начинают бить (его исполосованная рубцами спина, снятая фотографом, стала впоследствии одним из символов Болотной). Дело происходит в густой толпе, возникает давка, падают люди и полицейские, в воздухе летают дубинки, слышны крики и женский визг.

Парень, которого следствие считает Иваном, пытается подойти поближе к этому месту. Зачем – мы так и не узнаем, поскольку омоновцы не подпускают его. Один из полицейских отважно фехтует дубинкой в воздухе, вызывая иронический возглас из толпы: "Ну, ты Д’Артаньян!". Наверное, этот выкрик и сочли обидным стражи порядка. Ничего более оскорбительного на записи не слышно. Полицейский пытается ударить Ивана, тот прикрывается левой рукой. Затем между Иваном и омоновцами вклиниваются полицейские в серой форме из 2-го ОПП. Двое из них оборачиваются к оказавшемуся рядом Ивану и начинают хватать его за руку. Левую, потому что правую с зажатым зонтиком он постоянно отводит назад. Он несколько раз подряд убирает свою руку. Тогда пара в серых бронежилетах и шлемах (это и есть "потерпевшие") начинает наседать на него, тесня назад. Иван отступает, пока не натыкается спиной на стоящих людей. При этом он постоянно отводит руки вверх или разводит в сторону. На него продолжают наваливаться, он инстинктивно выставляет руки вперед, упираясь в наседающих. Через секунду его сзади берет в захват за шею некий омоновец и уже вчетвером парня волокут к автозаку. Все.

Никаких "агрессивно настроенных граждан" на кадрах не видно (зато видно агрессивных полицейских). Да и помешать задержаниям Иван никак не смог бы, поскольку находился в стороне от эпицентра событий. Больше ни о каких действиях Непомнящих на Болотной в деле не упоминается. Максимум, что можно попробовать предъявить ему (при условии, что на видео - он), - пресловутую статью 19.3 "неповиновение законным требованиям полиции". Но не из Уголовного, а Административного кодекса. И то если предположить, что эти требования "потерпевшие" ему успели предъявить. Если судить по записи - непохоже. К тому же после событий 6 мая состоялся суд как раз по административному обвинению. Видимо, представленные полицией материалы настолько пахли липой, что судья отказался даже рассматривать это дело. Зато теперь его превратили в уголовное!

Раскадровка видеозаписи из дела Ивана Непомнящих:

В деле есть и третий свидетель - Алексей Климов. Инспектор полиции, одетый в штатское и руководивший видеооператором. По его словам, они "снимали правонарушения, находясь в толпе". Климов тоже 2,5 года носил в себе важнейшие подробные сведения о том, как и сколько раз Иван бил полицейских, чем и в какой последовательности. Правда, заснять это "группе фиксации" не удалось: именно в этот момент подчиненный Климову оператор куда-то отлучился. Но к таким чудесам в Болотном деле мы уже привыкли. У Николая Кавказского тоже был свидетель - полицейский оператор. Так тот доказывал, что глазами видел правонарушение, а его камера - не видела и потому не сняла.

Для полноты картины опишу самое страшное из деяний Ивана, придуманных полицейскими: он ударил одного из них зонтиком. Колмаков так описывает этот драматический момент: "Я находился в шлеме "Сфера", поэтому не испытал физической боли, однако услышал звук удара. Шлем не пострадал". Спустя 2,5 года на основании этого рассказа он объявляется потерпевшим. В протоколе после пространного описания "массовых беспорядков" о самом потерпевшем есть лишь одна фраза: "На основании изложенного и учитывая, что в результате противоправных действий указанных лиц (каких лиц и при чем тут Иван? – Д.Б.) Колмакову В.В. был причинен физический и моральный вред... признать его потерпевшим".

Больше об этом деле сказать просто нечего. Судите сами.