«Караул» успел...
По итогам внеочередных выборов в Израиле Биньямин Нетаньяху сформирует кабинет в четвертый раз подряд.
Почему израильтяне, вопреки прогнозам, снова проголосовали за партию «Ликуд» — разбирался The Nеw Times

Днем 18 марта Нетаньяху уже принимал поздравления у Стены Плача, куда он отправился сразу после того, как ознакомился с точными результатами выборов. История повторилась: в 1996 году лидер левых Шимон Перес на протяжении нескольких часов праздновал свою победу над Нетаньяху, а утром выяснилось, что с небольшим перевесом победил правый лагерь.

Операция «Гевалт» За две недели до выборов Нетаньяху уехал в Штаты, куда его пригласили конгрессмены-республиканцы, и выступил в Конгрессе с речью, в которой резко раскритиковал ведущиеся администрацией США переговоры с Ираном по его ядерной программе. Речь Биби 40 раз прерывалась овациями. Конечно, старались в основном республиканцы, большинство демократов во главе с Бараком Обамой визит гостя со Святой Земли бойкотировали, но на телеэкранах этого заметно не было. По замыслу пиарщиков «Ликуда», израильтяне должны были понять: за океаном их лидер пользуется большим уважением. Тем не менее рейтинги Нетаньяху продолжали падать. «Ликуд» нанес ответный удар только за три дня до выборов.
Пиар-операция получила условное название «Гевалт» — в переводе с идиш — «караул». Сначала Нетаньяху выступил с сенсационным заявлением: оказывается, он больше не поддерживает идею «двух государств для двух народов», что означает — ни пяди земли палестинцам и в случае избрания он не вернется за стол переговоров с палестинцами — мол, в сложившейся на Ближнем Востоке ситуации это слишком опасно. По времени все было рассчитано очень четко. Сенсация вышла в эфир за несколько часов до наступления субботы, 14 марта, так что на новую политическую программу правых конкуренты смогли отреагировать только через полтора дня, в воскресенье, когда предвыборная агитация и публикации опросов уже были запрещены. В понедельник, 16-го, наступил предвыборный день тишины, а во вторник, за несколько часов до закрытия избирательных участков, Биби снова обратился к своим сторонникам. Потенциальным избирателям были отправлены десятки, а может и сотни тысяч эсэмэсок с призывом поддержать правый лагерь. Нетаньяху лично наговорил текст голосового сообщения, в котором утверждалось, что «сотни автобусов развозят арабов по участкам», но «еще есть небольшой шанс» попытаться спасти Отечество, для чего необходимо поднимать всех знакомых и родственников и идти голосовать. Трюк сработал. Явка на выборах побила рекорд шестнадцатилетней давности — 72,3 % (!) — на участки пришли 4 250 697 человек, а «Ликуд» стал единоличным победителем необычного трехмесячного марафона. Многие сторонники «единого и неделимого Израиля» поверили ликудовской пропаганде и решили на этот раз не рисковать — ведь правящая партия гарантировала не только безопасность, но и целостность государства.
«Русские» предпочтения Несмотря на успех «Ликуда», в целом правый лагерь в Кнессете увеличился всего на несколько мандатов. Примечателен и полный провал на выборах крайне правого «Еврейского дома» во главе с Нафтали Бенеттом — у этой партии осталось только 8 мест (было 12). Но «Ликуду» и такого успеха достаточно, в конце концов операция «Гевалт» была рассчитана только на своих.
А вот когда-то русскоязычный «Наш дом — Израиль» (НДИ) сократил свое представительство в Кнессете почти на треть, причем из шести оставшихся депутатов по-русски говорят лишь двое — лидер партии Авигдор Либерман и теперь уже бывшая министр абсорбции Софа Ландвер. Может быть еще и поэтому только 40 % русских израильтян проголосовали за НДИ, тогда как «Ликуд» выбрали более 25 % выходцев из бывшего СCCР. Этого оказалось достаточно, чтобы в наполовину русскоязычном Ашдоде Нетаньяху взял вверх, получив 32 %, а за НДИ в этом портовом городе отдали голоса только 13 % избирателей. В соседнем Ашкелоне разрыв оказался еще более внушительным — 40 % против 15. В Кармиэле, где по-русски говорит каждый второй, за Либермана проголосовали всего 18 %, и только в Нацрат-Илите «нашему дому» удалось сохранить свои позиции — партии репатриантов — 21 % голосов. Авигдор Либерман комментировать результаты народного волеизъявления пока отказывается, но, похоже, что пост министра обороны, который он собирался потребовать в качестве платы за вхождение в коалицию, теперь достанется кому-нибудь другому.

увеличитьПостов хватит на всех Рабочая неделя в Израиле начинается с воскресенья, поэтому первые консультации с лидерами партий, прошедших электоральный барьер, президент Руби Ривлин начал утром 22 марта. Конкурентов у Нетаньяху нет, так что вся процедура стала пустой формальностью. Теоретически глава «Ликуда» мог бы побить еще один рекорд и создать широкую коалицию из 70–80 депутатов. Проблема заключается в том, что каждый партнер потребует министерство, а то и не одно, и к нему кусочек бюджета, а казна-то не резиновая. Экономисты уже подсчитали: только требования религиозных партий потянут почти на $2 млрд, так что премьеру придется экономить. Без торга не обойдется в любом случае, но премьер уже заявил, что подумывает об отмене закона, ограничивающего количество министров в правительстве. Так что постов должно хватить на всех.
Пока же наиболее вероятна узкая национально-религиозная коалиция. Арифметика простая: 30 мандатов у «Ликуда», 8 — «Еврейского дома», 7 — у ШАС, еще по 6 — «Нашего дома — Израиль» и «Еврейства Торы». Лидеры каждой из этих партий уже пообещали войти в коалицию. В итоге набирается 57 мандатов для «Ликуда» и его «естественных союзников». После этого Биби останется договориться с Яиром Лапидом или Моше Кахлоном — оба с удовольствием обменяют свое первородство на кресло министра финансов. Итого — 67 или 68 членов коалиции. Как показал опыт Кнессета 18-го созыва (с 2009 по 2013 годы), такого числа союзников вполне достаточно, чтобы высидеть полную каденцию и не доводить дело до новых досрочных выборов.
Фото: Amir Cohen/Reuters