Покричи мне тут

В Москве расследуется дело о матерных антиисламских выкриках на «Русском марше» 2014 года. Подозреваемых в этом деле пока нет, однако следователи уже получили легальную возможность допросить и обыскать всех участников массового шествия в Люблино. Эксперты, опрошенные «Медиазоной», видят в обысках очередную попытку надавить на российских ультраправых и их лидеров.
К Тору пришли из-за Аллаха
В пятницу, 3 апреля, председатель исполкома Национально-демократической партии Владимир Тор (Владлен Кралин) вновь пойдет на допрос по делу об антиисламских выкриках на «Русском марше» в Следственное управление по Юго-Восточному округу Следственного комитета Москвы. Источники «Медиазоны» в ультраправых кругах пояснили, что речь идет о лозунге «Аллах — ******* [гомосексуалист — МЗ]!», а само дело возбудили 28 января этого года. Следственные действия начались 26 марта. Тогда к Тору впервые пришли с обыском, а затем отвезли его на допрос, рассказал «Медиазоне» его адвокат Матвей Цзен. Лидеру НДП предъявили постановление о возбуждении уголовного дела. Как говорится на сайте СК, дело расследуется по части 1 статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). «По версии следствия, 4 ноября 2014 года во время проведения митинга по улице Перерва в городе Москве неизвестные лица совершили публичные действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также унижение человеческого достоинства по религиозным признакам. Сегодня у ряда лиц, проверяемых на причастность к совершению указанного преступления, в рамках расследуемого уголовного дела проведены обыски», — гласит сообщение на сайте ведомства. «Рядом лиц», помимо Тора, оказались председатель Высшего Национального Совета этнополитического объединения «Русские» Дмитрий Демушкин и члены политсовета «Русских» Денис Тюкин и Владимир Ермолаев. 
«Ударили по почкам. Перевернули всё вверх дном»
К Тюкину, который на последнем «Русском марше» вел «Непримиримую колонну» (туда вошли бывшие участники движения «Реструкт», разгромленного в 2014 году), полиция пришла в семь утра. Звонили в дверь, колотили руками и требовали открыть. Тюкин не стал дожидаться, пока дверь съемной квартиры спилят, и открыл полицейским. В помещение зашли 10 человек. Тюкину велели поднять руки и повернуться к стене. «Два раза ударили по почкам. В квартире перевернули всё вверх дном», — говорит он. В ходе обыска у Тюкина забрали диски, ноутбук, флеш-карты и телефоны. Причем, как утверждает член «Русских», удостоверений ему не показывали и описи изъятых вещей не выдали. «Всё время шутили про то, что сейчас найдут наркотики и пистолет, ругали Америку и снимали меня на сотовые телефоны. Перерезали ножом провод на мегафоне», — рассказал он. Следователь на допросе показал ему оперативную запись с какого-то шествия, на котором группа людей скандировала антиисламские лозунги. Во время допроса, говорит Тюкин, непредставившиеся люди предложили ему вместе противостоять неким возникшим перед Россией угрозам. Он отказался. К Демушкину следователи тоже пришли в семь утра. Он рассказал, что к нему сотрудники СК пришли в сопровождении бойцов отряда «Альфа» ФСБ, но «относительно вежливо, без криков, кувалд и шумовых гранат». Сотрудники правоохранительных органов заставили лидера «Русских» лечь, расставив ноги и руки в стороны. Затем ему зачем-то облили штаны водой из полулитровой бутылки. Следственные действия снимали сотрудники НТВ. В СУ СКР по ЮВАО Демушкину предложили, по его словам, подписать бумагу о сотрудничестве. Он отказался. «Я 20 лет занимаюсь политикой не для того, чтобы быть сексотом у ФСБ. Мне пообещали, что теперь меня мои близкие и соратники увидят лишь через лет 10-15», — возмутился он. Ермолаев общаться с прессой отказался.
Старый лозунг
Впервые лозунг про Аллаха прозвучал задолго до «Русского марша» 2014 года, рассказал собеседник «Медиазоны» в среде радикальных националистов. Он уточнил, что авторство кричалки ни Тору, ни Ермолаеву, ни Тюкину, ни Демушкину не принадлежит. «Лозунг появился в 2009 году, а широкое распространение получил по итогам Первомая-2010. Тор, Ермолаев, Тюкин и Демушкин к нему, естественно, не имеют никакого отношения. Они просто организаторы, ответственные за общие моменты проведения, и не в состоянии контролировать, что заряжают инициативные ребята в каждой отдельной колонне», — сказал он. 
Допросят всех
Теперь, предупреждает адвокат Цзен, каждого участника «Русского марша» можно будет сделать свидетелем по делу. С ним соглашается адвокат Сергей Бадамшин. Любого очевидца того или иного преступления могут вызвать для дачи показаний к следователю и обеспечить его доставление силами правоохранительных органов, напоминает Бадамшин. «Кроме того, у любого свидетеля могут провести обыск в жилище, изъять все интересующие следствие предметы и материалы, в том числе любимые всеми следователями ноутбуки и электронные носители», — объяснил юрист. Конкретно по делу о матерных антиисламских роликах допросить могут любого участника марша или просто прохожего, заключает он. Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский считает, что возбуждение уголовного дела соответствует букве закона, хотя и не понимает, зачем для расследования обыскали квартиры лидеров НДП и «Русских». «Если бы я был прокурор, я бы дело, конечно, не возбуждал. Ясно, что лозунг кричали не первый год. Если бы правоохранительные органы реагировали на заявление, то не стали бы обыскивать квартиры тех, кто обязательно расскажет об этом в СМИ. Причем обыски вряд ли смогут запугать этих людей. Была какая-то необходимость оказать давление. Почему сейчас — не ясно», — говорит он. Политолог Павел Святенков убежден, что обыски у Тора, Ермолаева, Демушкина и Тюкина носят исключительно демонстративный характер. После того, как по делу об убийстве Бориса Немцова арестовали нескольких выходцев из Чечни, власть будет стремится показать, что преследованиям в России подвергаются не только жители Северного Кавказа, объяснят он. «Власть дает понять, что она не покинула многонациональные позиции», — предположил Святенков.