Дата
Автор
Надежда Прусенкова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Снисходительно виновны

Во вторник коллегия присяжных вынесла обвинительный вердикт банде неонацистов БОРН

Во вторник коллегия присяжных вынесла обвинительный вердикт банде неонацистов БОРН

Слева направо: Вячеслав Исаев, Максим Баклагин, Юрий Тихомиров

В СМИ их называли самой кровавой нацистской бандой, что, конечно, некоторое преувеличение. Ту же банду Рыно в 2008-м судили по 20 эпизодам (сам Артур Рыно заявлял о своей причастности к 37 убийствам мигрантов). Осужден на 10 лет, так как был несовершеннолетним на момент совершения преступлений. Приговор банде выносил убитый БОРН судья Мосгорсуда Эдуард Чувашов, у убийц НСО (несколько членов этой группировки были найдены в ходе расследования дела БОРН) — 27 доказанных эпизодов. Так что «всего» 11 эпизодов БОРН — по сравнению с другими наци-группировками, действовавшими в середине двухтысячных, — выглядят весьма скромно. Но те, кто называл БОРН самой дерзкой и циничной бандой, пожалуй, правы.

На скамье подсудимых четверо: Максим Баклагин, Вячеслав Исаев, Юрий Тихомиров и Михаил Волков. Один из лидеров банды уже осужден — Никита Тихонов вдобавок к пожизненному сроку за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой получил 18 лет за организацию экстремистской банды БОРН. Верховный суд оставил этот приговор в силе. Дело в отношении другого предполагаемого лидера БОРН — Ильи Горячева — выделено в отдельное производство, недавно Горячев закончил ознакомление с материалами дела. Еще один член банды погиб до ареста — Алексей Коршунов нечаянно подорвался на собственной гранате в 2011 году. Единственный оставшийся на свободе Александр Паринов по прозвищу Румын — в розыске. Недавно несколько источников подтвердили, что видели его в украинском батальоне «Азов».

Начало

Впервые название «Боевая организация русских националистов» прозвучало после убийства Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой 19 января 2009 года. Тогда несколько московских редакций, в том числе и «Новая газета», получили по электронной почте сообщения, что убийство совершила БОРН, и впереди — другие преступления.

Вопреки ожиданиям, что убийство в центре Москвы адвоката и журналистки пополнит ряд вечных «висяков», убийцы были задержаны уже в ноябре 2009 года. Свою вину Никита Тихонов и Евгения Хасис не признали, в суде говорили о подставе и ФСБ, которая это все организовала. Отрицали они и БОРН, несмотря на то, что следствие доказало — рассылка по СМИ велась именно с компьютера Тихонова.

От имени БОРН пришла аналогичная рассылка и после убийства антифашиста Ивана Хуторского — 16 ноября 2009 года, через две недели после ареста Тихонова и Хасис. То же и в апреле 2010 года — когда был убит судья Чувашов, самая громкая цель, сразу обеспечившая преступникам пожизненное заключение.

Именно в ходе расследования убийства судьи Мосгорсуда выяснилось, что неочевидными, но прочными ниточками связаны между собой разновременные и разные по оружию и реализации преступления.

Как они стали БОРН

Историк Тихонов, морской десантник и прапорщик ФСБ Коршунов, сотрудник рекламного агентства Волков, юрист Баклагин и таксист Исаев. И они же — безжалостные убийцы девяти человек. Как так получилось?

Тихонов, Паринов, Коршунов и Волков знакомы еще с 2000-х. Все четверо интересовались футболом — входили в одну из самых древних наци-группировок ОБ-88, выросшую из футбольных фанатов «Спартака». Почти еще подростки, они гоняли на футбол, а после футбола решили гонять мигрантов. В 2002 году суд признал Волкова одним из организаторов нападения на Царицынский рынок в 2001-м — около сотни бритоголовых с прутами арматуры разгромили торговые палатки. Трое погибших, около 30 раненых. Суд приговорил Волкова к 9 годам колонии, Верховный суд снизил срок до пяти лет, Волков вышел по УДО через три. И продолжил убивать.

Тихонов и Паринов были «на нелегале» — в розыске из-за убийства антифашиста Саши Рюхина в 2006 году. Дело, как мы считаем, было развалено намеренно. Двое из нападавших были осуждены за хулиганство, двое непосредственно убивавших — сбежали. В отношении Тихонова дело прекращено. Паринов (Румын) — все еще в розыске. Коршунов на тот момент еще никого не убил, но, по словам хорошо знавшей его Евгении Хасис, «он был самым безбашенным и жестоким». После ареста Тихонова он взял управление БОРН на себя. И убил Ивана Хуторского и судью Эдуарда Чувашова.

Для «северных» (как их называли между собой борновцы) — Баклагина, Исаева и Тихомирова — входным билетом в группировку стало убийство Ильи Джапаридзе. Они познакомились с Коршуновым в Медведкове в 2005 году, жили неподалеку. Сошлись на футбольно-националистических взглядах.

Жертвы

10.10.2008. Волков и Тихонов убили антифашиста Федора Филатова. Версия Волкова — мотив личной неприязни. Антифашисты били молодых националистов, Волков и Тихонов хотели его наказать.

06.12.2008. Салахиддин Азизов — Паринов и Коршунов отрезали мигранту голову. Голову Тихонов подкинул в управу Можайского района Москвы.

19.01.2009. Тихонов убил Станислава Маркелова и Анастасию Бабурову.

27.06.2009. Баклагин и Тихомиров убили антифашиста Илью Джапаридзе. Исаев следил. Мотив — информация от Тихонова, что якобы Джапаридзе с приятелем избили сестру националиста Скачевского. На самом деле такого не было.

03.09.2009. Михаил Волков застрелил Расула Халилова во дворе собственного дома. Его версия — хотел наказать за бесчинства кавказских банд.

16.11.2009. Коршунов убил Ивана Хуторского. Баклагин и Исаев следили. Мотив — Иван Хуторской по кличке Костолом был одним из лидеров антифа, избивал наци.

24.12.2009. Исаев и Баклагин убили чемпиона мира по тайскому боксу Муслима Абдуллаева, плюс покушение на Руслана Нуричуева. Мотив — у Коршунова произошел конфликт в спортзале, где занимались кавказцы. Поэтому решили просто убить.

10.04.2010. Коршунов убил судью Мосгорсуда Эдуарда Чувашова. Исаев и Баклагин следили. Мотив — вырванная из контекста фраза судьи, оскорбляющая, на их взгляд, русских.

15.09.2010. Баклагин убил таксиста Соса Хачикяна. Исаев на подстраховке. Мотив — информация «Лайфньюс» о том, что таксист избил беременную сотрудницу «Евросети». Информация не соответствовала действительности.

02.03.2011. Исаев выстрелил в участкового Гагика Беняминяна. На сайте ДПНИ прочитал новость, что участковый в бытовом конфликте соседей встал на сторону узбекской семьи. Информация также не соответствовала действительности.

Как рассказали в суде сами подсудимые, некоторые убийства они совершали по личным мотивам — убийства антифашистов Хуторского и Филатова, «потому что они били молодых националистов». В других случаях (Беняминян, Хачикян, Джапаридзе) — узнавали из СМИ возмутительную информацию, решали наказывать и карать. Проверять информацию не считали нужным — «в газетах врать не станут».

Спустя год после приговора и нескольких месяцев в одиночке в поселке Харп Никита Тихонов вдруг вспомнил подробности того, что отрицал в суде, и написал подробную явку с повинной. Где признался в убийстве Маркелова и Бабуровой, а также подробно рассказал о БОРН и ее участниках. Что приказы об убийствах давал ему Горячев, который был связан с какими-то чиновниками администрации президента. То же самое в женской колонии в Мордовии совершила и Хасис — дала подробные показания. Против Тихонова возбудили еще одно дело, он заключил сделку со следствием и получил к пожизненному дополнительные 18 лет. Показания проверили — и задержали остальных участников.

«Северных» — Баклагина и Исаева взяли в Александрове Владимирской области, где они прятались, в июне 2012 года. Тихомиров по прозвищу Эстонец был задержан еще раньше, в 2011 году — его осудили за причинение тяжких телесных повреждений, приведших к смерти антифашиста Ильи Джапаридзе, летом 2009 года на десять лет строгого режима. Дело Джапаридзе вел районный СК, и связь с БОРН обнаружилась позже. Судить дважды за одно преступление по закону нельзя, поэтому в рамках дела БОРН, члены которой совершили убийство антифашиста, Тихомирову предъявлены обвинения только в участии в банде, экстремистском сообществе и незаконном обороте оружия.

Волкова нашли на Украине — он переехал туда с семьей. По запросу СК его экстрадировали в Россию, так же как и другого предполагаемого лидера БОРН Илью Горячева — из Сербии.

Суд

Процесс по делу БОРН начался в ноябре — с шестой попытки отобрали коллегию присяжных. Половина процесса прошла с критическим числом заседателей — 12, и ни одного запасного. Суд шел навстречу членам жюри — заседания переносили, если кто-то из присяжных заболевал или отлучался по семейным обстоятельствам. Двое подсудимых — Баклагин и Исаев признали свою вину полностью. Волков только в части убийств, но не в составе банды и не по мотивам идеологической и межнациональной ненависти. Тихомиров последовательно отрицал все.

В суд ходили потерпевшие: мама убитого судьи Чувашова, мама антифашиста Ильи Джапаридзе Донара, сестра Ивана Хуторского Катя. У них к подсудимым был только один вопрос: зачем? Зачем они это сделали? Но ответа так и не услышали.

Исаев и Баклагин начали давать показания сразу, на следующий день после ареста. В суде они «работали» на снисхождение у присяжных. Баклагин регулярно повторял, что любит свою родину и готов погибнуть в бою, — даже написал заявление следователю и в ФСБ с просьбой отправить его воевать на Украину в составе штрафбата. В ведомстве, правда, ответили, что отправкой не занимаются. «Посмотрите, он и сейчас хочет идти на войну убивать», — отметила на это прокурор Светлана Артемьева. В последнем слове Баклагин заявил, что одумался и остепенился — последнее убийство он совершил в 2010 году, а задержали их в 2012-м. Что они считали, что могут изменить ситуацию и защитить русский народ, что после убийств у них появятся последователи. Но последователей не появилось, а методы были выбраны неправильные. «Прощения мне нет. Но я все же прошу прощения у родных убитых. И закончу словами Веры Засулич: если бы молодость знала, если бы старость могла». В то же время адвокат Баклагина Сергей Субботин пытался убедить присяжных, что покушение на Руслана Нуричуева нельзя считать покушением, так как у Исаева заклинило обрез, а Баклагин не смог вытащить наган из кармана. Ну и главный «аргумент» в убийстве Ивана Хуторского: убитый сам имел проблемы с законом, и логичным завершением его короткой жизни стала его смерть. И говорил это адвокат.

Исаев признает все полностью. «Не пытаюсь себя обелить. Я виновен и понесу наказание. Я не отрицаю, что я русский националист, национализм в моем случае это любовь к народу, защита народа и его интересов, а не ненависть к другим. Радикальный национализм — ответное явление в ответ на бесчинства. Идеологический момент был, национальной ненависти не было. Не было бы информации в СМИ и убийств бы не было», — говорил он в последнем слове. И еще раз попросил прощения у потерпевших.

Адвокат Исаева Марат Степанов на одном из первых заседаний заявил, что на его подзащитном «всего полтора убийства». Лидером Исаев не являлся, выполнял поручения Коршунова из-за «нежелания предавать». «Они не члены, они жертвы БОРН», — резюмировал адвокат.

Подсудимый Волков усомнился вообще в существовании такой организации, как БОРН. По его словам, это выдуманная силами ФСБ история, никаких подтверждений, кроме слов Тихонова и Хасис, нет. А они — люди со сломанной волей, в зависимом положении и говорят по принуждению. «Меня обвиняют в участии в банде. Ну какой я бандит? Копейки не взял, у меня работа, дом, детишки, сказки на ночь». Правда, убийства двух человек — антифашиста Федора Филатова и Расула Халилова из банды «Черных ястребов» признает. Но не по мотивам идеологической ненависти, а из личной мести. Филатов, говорит, сам был плохим человеком, носил кастет и бил малолетних националистов. А Халилов — был членом банды, оскорбляющей и унижающей русских. Адвокат Волкова Денис Зацепин поддержал версию о выдуманной организации БОРН и выдвинул следующую: на самом деле Волков Халилова не убивал, убивал Коршунов. (Хасис рассказывала в суде, что изначально планировалось убить двоих «черных ястребов» — одного из них Хасис и Коршунов, другого — Волков. Но второе убийство отменилось из-за поднятого шума после убийства Халилова.) И по версии адвоката, Волков просто оговаривает себя, признаваясь в убийстве, которого не совершал. Правда, непонятно зачем.

Тихомиров все отрицал, в последнем слове он говорил, что кто-то хочет использовать процесс в политических целях. Что на самом деле он ничего не совершал, а его друзья детства — Баклагин и Исаев — оговаривают его, так как «им пообещали не дать пожизненное, если во всем признаются. И друг для них — уже не друг».

Вердикт

Вердикт выносили два дня. На оглашение пришли родители Волкова, его мама все время ходила в суд, родственники остальных приходили по одному разу — жена и родители Баклагина, мама Тихомирова и девушка Исаева. Остальные зрители — журналисты. Сторонников подсудимых по «борьбе» в зале ни разу не было.

Присяжные единогласно признали Баклагина и Исаева виновными, но заслуживающими снисхождения по всем пунктам обвинения (кроме убийства судьи Чувашова (оба) и покушения на участкового Беняминяна (Исаев) — тут снисхождения нет). Волков признан виновным по двум эпизодам убийств (8 голосов — «за», 4 — «против»), но также заслуживает снисхождения — единогласно.

Получается, по логике присяжных, убивать судей и полицейских нельзя, а остальных — можно? Можно отнестись с пониманием? Со снисхождением?

Присяжные посчитали доказанным факт незаконного оборота оружия, существование экстремистской банды БОРН и участие в ней троих подсудимых, и посчитали это тоже заслуживающим снисхождения (Баклагин: 10 голосов — «за», 2 — «против»; Исаев — 9-3; Волков — 6-6, равное количество голосов трактуется в пользу подсудимого).

Юрий Тихомиров единогласно признан невиновным в незаконном обороте оружия (Илью Джапаридзе он убивал из собственного травматического пистолета «Оса»). По вопросу участия Тихомирова в БОРН голоса присяжных разделились поровну — 6-6, что в итоге значит — не виновен.

«Ну хоть один отскочил», — резюмировал процесс адвокат Степанов.

8 апреля стороны снова соберутся — прокуратура запросит сроки лишения свободы.

«Новая» следит за развитием событий