Еврокомиссия обвинила «Газпром» в нарушении антимонопольного законодательства

Продолжение: «Газпром» обжалует решение Еврокомиссии
Европейская комиссия предъявила «Газпрому» обвинения в злоупотреблении монопольным положением в Центральной и Восточной Европе, сообщается на сайте Еврокомиссии.
В комиссии посчитали, что российская госкомпания препятствует свободному обращению газа между странами Европы, мешает диверсификации поставок газа и несправедливо определяет цену на газ для клиентов, якобы преследуя интересы компании и России.
В Еврокомиссии остались недовольны тем, что компания навязывает контракты с ценами, индексируемыми на основе стоимости барреля нефти, а также запретом на перепродажу газа. В «Газпроме» неоднократно объявляли, что считают целью расследования Еврокомиссии снижение цены на российский газ.
Комиссия посчитала, что территориальные ограничения на использование газа могут позволить российской монополии устанавливать слишком высокие цены для покупателей из Болгарии, Эстонии, Польши, Латвии и Литвы.
Теперь у «Газпрома» есть 12 недель на ответ. Список претензий не означает, что по расследованию вынесено решение, поскольку необходимо выслушать доводы ответчика.
Формальная процедура расследования была начата в 2012 году, в декабре 2013 года российская госкомпания направила Еврокомиссии предложения о досудебном урегулировании конфликта. Три месяца спустя их прокомментировал Хоакин Альмуния, курировавший тогда в Еврокомиссии вопросы об антимонопольном законодательстве.
Он рассказал, что ЕК получила «хорошие комментарии по двум из трех областей претензий», однако не удовлетворена позицией «Газпрома» по поводу ценообразования. Госкомпания уже соглашалась на индексацию по спотовым ценам для некоторых потребителей, к которой стремятся в Евросоюзе, однако не в Восточной Европе, где «Газпром» является основным поставщиком газа.
Как пишет РБК, аналитики Sberbank CIB считают, что сумма штрафов, которые могут быть назначены по итогам расследования, будет привязана к годовой выручке «Газпрома» в восьми странах Евросоюза, по которым ведется расследование. По их мнению, она может «даже приблизиться к $2 млрд».