Давид Ян: «Теперь человек может прийти в кафе без кошелька»

Четыре года назад в баре DeFAQto или ресторане ArteFAQ Давида Яна и его партнеров клиенты у кассы произносили странные заклинания: «томило», «вумоти», «ларула». Тайные слова печатались на чеках, их нужно было передавать друзьям, чтобы они получали скидку или подарок, а ты — бонусные рубли.
Сегодня проект Яна и его коллег превратился в крупный сервис мобильных платежей Platius. Однако амбиции предпринимателей простираются много дальше. Чтобы оплатить покупку в ресторане или магазине, скоро не понадобятся ни наличные, ни банковские карты, и даже телефон не придется доставать из кармана, а реклама и программы лояльности станут ненавязчивыми, «умными» и как никогда эффективными. Эти планы уже материализуются: в марте контрольный пакет Platius приобрел Сбербанк, и в ближайшие пять лет компания намерена получить половину растущего рынка мобильных платежей.
- Как вы решили выйти на рынок мобильных платежей?
- В 2010 году я, мой партнер Максим Нальский и Артем Юхин, наш инвестор, сидели в три часа ночи в одном из наших ресторанов, в ArteFAQ. Разговор зашел о том, что наша кассовая программа iiko двести миллионов раз в год распечатывает чеки. Это двести миллионов актов коммуникаций с посетителями. Нужно их как-то использовать. Мы подумали, что круто было бы отправлять в облако состав каждого чека, а на чеке печатать QR-код и призыв к гостю накопить баллы. Это дало бы ресторану огромные возможности для обратной связи со своими гостями. В общем, спустя три недели мы оформили заявку на патент.
— Как это работает?
- Пользователь скачивает приложение Platius и один раз регистрируется в системе через номер телефона. Когда он получает чек в ресторане, он сканирует с него QR-код и накапливает бонусы. В следующий раз он может расплатиться этими бонусами в том же или другом ресторане сети. А в личном кабинете Platius посетитель видит баланс баллов, а еще хранит волшебные слова.
- Вирусный интернет-маркетинг в офлайне?
— Именно так. Все классические системы лояльности работали только с уже существующей аудиторией заведения, пытаясь заставить людей приходить чаще. А «волшебные слова» позволили ресторану привлекать тех, кто не был в кафе. Стоит одному человеку повесить у себя в Facebook «Сообщите «Давид-привет» официанту в «КофеХауз» — получите бесплатно чашку кофе» — и заведение получает сотню новых гостей. Люди, конечно, больше верят советам друзей, чем рекламе.
Так как на серверах собирается вся информация: кто пришел, когда, что поел и кто обслуживал заказ, появляются огромные возможности — таргетированная реклама, персонализированные спецпредложения вместо «скидок для всех».
— Рестораны и пользователи быстро разглядели все эти возможности?
- В 2010 году были первопроходцы, которые терпели все неудобства сырого продукта. Спустя три года стали подтягиваться сети, мы подключили «КофеХауз», «Жан-Жак», CoffeeBean. Первые сто тысяч пользователей мы набрали к январю 2013 года. Через год у нас уже был миллион пользователей, на второй миллион ушло девять месяцев. Думаю, что на третий миллион уйдет пять.
Конверсия чекинов в чек составляет 4–12% и выше. Снежный ком рос очень быстро, я стал понимать, что мы сделали не просто инструмент для большей гибкости обслуживания и борьбы за лояльность, а стали приучать рынок к технологиям будущего.
— И что было дальше?
- Когда мы начинали Platius, я больше времени проводил в России. Потом я переехал в Кремниевую долину и увидел, что и там началось проникновение мобильных платежей в ритейл и рестораны. Первые эксперименты с мобильными системами лояльности я обнаружил в некоторых кафе на University Avenue в Пало-Альто в 2012 году. Было приятно осознавать, что мы придумали и сделали мобильную социальную систему лояльности на пару лет раньше, чем в технологической столице мира.
В 2012 году стало очевидно, что в системе, которую мы создаем, нужно замкнуть контур обслуживания: во-первых, дать возможность оплачивать заказ не только накопленными баллами, но и реальными деньгами. Во-вторых, дать возможность дополнительно заказать что-то, находясь внутри или за пределами торгового предприятия.
Мы начали работать над новой архитектурой системы, личным кабинетом ресторатора, мобильным приложением и над подключением платежных технологий. Работа заняла год. Несмотря на то что ситуация развивалась стремительно, число стартапов в этой сфере росло, мы видели, что наши технологии были совершеннее американских аналогов. Нужно было ловить волну. В начале 2014 года мы выпустили новую версию сервиса. Теперь человек вообще мог прийти в кафе без кошелька. Через приложение деньги просто списываются с банковской карты и бонусного счета, а посетитель получает новые баллы. Для расчета ему не нужен официант. Для ресторана это огромный бонус — время обслуживания клиента сильно сокращается.
- Как это происходит технически?
- Мобильный платеж в ресторане может быть сделан разным способом — промокод или QR-код, как у нас сейчас, или с помощью радиомаячка BLE, установленного под столом. Система узнает тебя, ты расплачиваешься, встаешь и уходишь. Промокоды пока используют активнее: у многих ресторанов принтеры слишком старые, чтобы печатать QR-метки. В магазинах это работает так: ты только подходишь к кассе, показываешь штрихкод со своего мобильного телефона, и заказ оплачивается.
- На чем зарабатывает Platius?
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]