Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Преподаватели НГАХА о сокращениях в академии: «Кому-то выше не нужна интеллигенция, а нужны воины»

Сокращения под предлогом выполнения «майских указов» президента начались в Новосибирской архитектурно-художественной академии. Преподавателям НГАХА, не имеющим ученой степени, предлагают написать заявление по собственному желанию или грозят увольнением «по статье», но не все готовы уйти без борьбы.

Преподаватели НГАХА о сокращениях в академии: «Кому-то выше не нужна интеллигенция, а нужны воины»
© Антон Веселов/facebook.com/antoineveselov. Константин Скотников

Сообщения об увольнениях преподавателей НГАХА начали появляться в личных аккаунтах в соцсетях сотрудников академии в июне. «Моя дорогая, любимая кафедра, не менее дорогая НГАХА, так получается, что министерству образования не нужны рисующие архитекторы, дизайнеры», — написала у себя «ВКонтакте» старший преподаватель кафедры рисунка, живописи и скульптуры НГАХА Ксения Люшакова.

Как выяснилось, обеспокоенность Люшаковой была вызвана «разговорами об увольнениях», которые начались в начале лета — в то время, когда большинство преподавателей как раз ушло в отпуск. «Людей приглашали по одному и говорили, что аттестацию они не пройдут, поэтому „пишите по собственному желанию“, — рассказала она корреспонденту Тайги.инфо. — Сколько конкретно написали точно, не знаю, так как, повторюсь, многие в отпуске, но заведующий сказал, что всех преподавателей и старших преподавателей не будет в начале года. А это 11 человек. Основания для увольнения — только нажим на психику: либо говорили, что „вы некомпетентны“, либо „ваш курс сократили“».

Людей приглашали по одному и говорили, что аттестацию они не пройдут, поэтому пишите «по собственному желанию»

Молодых преподавателей, не имеющих ученой степени, по словам собеседницы Тайги.инфо, отправляют в административный отпуск для написания кандидатской диссертации. «Мне тоже предложили административный отпуск, чтобы я поступала в аспирантуру, хотя в этом году я веду выездную практику в Казани и не успеваю на экзамены, — пояснила Люшакова. — Требование поступить возникло именно сейчас, а не в начале учебного года, логика отсутствует».

Ученая степень и защищенная диссертация — это, по мнению другого преподавателя этой кафедры Константина Скотникова, просто предлог, под которым не столько руководство вуза, сколько федеральные чиновники Минобрнауки избавляются от интеллигенции и «лишних людей» в образовании вообще и академии в частности.

«Происходит так называемая оптимизация. Кто-то сидит и напряженно проверяет свою эрудицию по латинско-русскому словарю: то утилизация, то оптимизация, интенсификация и черт знает какая канализация, — заявил корреспонденту Тайги.инфо Скотников. — Наше руководство не нашло другой схемы, чтобы оптимизировать академию, кроме как убрать тех, кто не имеет кандидатской степени и не приносит коммерческой выгоды».

При этом «огульно и тоталитарно» требовать от всех преподавателей творческого вуза научной работы попросту вредно, считает Скотников. «С одной стороны, конечно, хорошо, если значительная часть профессорско-преподавательского состава будет иметь степень, но если недостаточно ведется научная работа, это не значит, что нужно все порушить, — уверен художник. — Есть же другие методы, а не увольнять человека и не посылать его за свой счет в аспирантуру, как предложили одной моей коллеге. У людей вообще-то еще жизнь бывает, многие работают на двух-трех работах. Чтобы улучшить положение дел, можно поднять зарплату, а они решают часть уволить».

Ректор НГАХА Наталья Багрова на просьбу журналистов объяснить, что происходит в вузе, ответила, что «академия, как и все остальные вузы, переходит к новым трудовым отношениям на основе эффективного контракта»: «Такая форма обязывает вузы доводить зарплаты преподавателей до уровня, закрепленного президентскими „майскими указами“, — привел НГС ответ ректора. — В свою очередь от преподавателя потребуется „высокий уровень квалификации и приверженность вузовской ценности постоянного самосовершенствования“».

«Сегодня сложно прогнозировать, какое количество преподавателей предпочтет работу на основе эффективного контракта, а какое — работу в академии на условиях почасовой оплаты труда как неосновную форму трудовой занятости», — также говорится в ответе Багровой. А проректор НГАХА по экономическому развитию Дмитрий Попов на вопрос Сиб.фм о сокращениях заявил, что их нет: «Идёт оптимизация численности в соответствии с нормами, утвержденными распоряжением правительства № 722. Это исполнение майских указов президента».

Распоряжение правительства РФ от 30 апреля 2014 года № 722-р «О плане мероприятий („дорожной карте“) „Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки“» действительно предполагает «развитие кадрового потенциала высшего образования», которое в том числе включает в себя «разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования» и «проведение мероприятий по аттестации научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования».

Кадровая комиссия в НГАХА проводилась, как сообщила Тайге.инфо одна из преподавательниц Александра Сергеенко, с 24 по 26 июня, результаты должны быть известны на днях. Сама Сергеенко «вынуждена была подписать административный отпуск с 1 сентября» — об этом в свою очередь написала ее коллега Дарья Трасковская, добавив, что «это беспредел», и уходят «в первую очередь реальные практики, которым есть, что дать студентам»: «Кроме Сергеенко с нашей кафедры Дизайна архитектурной среды с официальной должности были вынуждены уйти или подписать увольнительную Дроздецкий Олег Дмитриевич и Турецкий Борис Миронович». Еще один преподаватель — Рубэн Булгач — должен был выбрать, по ее словам, между НГАХА и НГАСУ и выбрал последний, так как заведует там кафедрой.

«Наша архитектурно-художественная академия — творческий вуз, в нем есть работники, которые занимаются наукой, а есть работники, которые занимаются искусством, и все вместе они должны заниматься педагогикой, то есть быть людьми, нужными молодежи, чтобы воспитывать ее в том числе, — объяснил корреспонденту Тайги.инфо Константин Скотников. — Реалии таковы, что часть сотрудников может и не иметь кандидатских диссертаций в силу разных обстоятельств. Например, я не стал писать ее, потому что не ощущал реальной потребности в этом, что это будет полезно кому-нибудь, кроме начальства, которое поставит очередную галочку в отчете».

Видимо, интеллигенция кому-то там выше не нужна, видимо, нужны воины, кровопролития, а интеллигенцию то объявляют агентами сверхдержав, то врагами народа

Федеральному Минобрнауки, уверен Скотников, «взбрело в голову повысить интеллектуальный уровень преподавателей, а также ментальный и астральный», но «о людях чиновники как всегда не подумали»: «Мы, художники, не пропадем, сумеем найти коллекционеров и заказчиков, продолжим разрабатывать художественный дискурс и в нем находить себя. Но я не знаю, как другие себя почувствуют. Иди, торгуй на рынке, становись орденоносным менеджером. Видимо, интеллигенция кому-то там выше не нужна, видимо, нужны воины, кровопролития и кровопускания, а интеллигенцию то объявляют агентами сверхдержав, то врагами народа».

Самому Скотникову, с недавних пор инвалиду III группы, до пенсии осталось 3 года, но он не представляет себе, кому можно доверить студентов и абитуриентов. «Мне абсолютно безразличны начальство и зарплата, которую я получал 34 года. Единственное, что мне небезразлично — это юные сердца. Как это так: я не буду иметь возможность разговаривать с молодыми людьми! А кто будет иметь такую возможность? — возмущается художник. — Я могу доверить молодых людей только Звягинцеву, больше никому. Никому! Потому что все студенты — это мои дети. А начальство меня об этом ни разу не спросило».

Он, может быть, был бы и не против остаться почасовиком с той же нагрузкой и зарплатой, пусть и без ставки, если бы руководство вуза открыто сообщило ему о новых порядках. «Факт остается фактом: я сейчас, по обыкновению, ухожу в отпуск на два месяца. И хоть бы кто, когда я подписывал в отделе кадров документ об очередном отпуске, хоть бы словом обмолвился, будет у меня продлен контракт на следующий год или не будет. Может быть, я должен забрать трудовую книжку, может, я должен позиционировать себя как почасовик или вообще уйти? Всё как-то темно и молча. Настроение у меня испорчено, и никакого желания там работать нет».

Трасковская, Люшакова и еще часть преподавателей не намерены «без боя» покидать академию. Коллегам, которым руководство сулит незаключение с ними эффективного контракта по решению аттестационной комиссии, они советуют не подписывать «заявления по собственному», а дожидаться увольнения, которое можно оспаривать в суде.

«На каждого увольняемого преподавателя находится свой повод. Отсутствие ученой степени — повод для одних, для других — отсутствие нагрузки или ставок на кафедре, — добавила Люшакова. — Так Ирине Васильевне Швецовой — профессору, у которого магистранты и аспиранты — предложили уйти по причине того, что под нее нет больше ставки профессора и нагрузки. Горину Сергею Григорьевичу — завкафедрой, кандидату наук, у которого множество публикаций и учебники с грифом министерства, действительному члену ученого совета сообщили, что на следующий год у него нет нагрузки».

Скотников уверен, что под прикрытием благих намерений «повысить когнитивный уровень профессорско-преподавательского состава» начинается «развал академии».

Подготовила Маргарита Логинова