Дата
Автор
Вера Челищева
Источник
Сохранённая копия
Original Material

В Высоком суде Лондона назвали действия Дмитрия Ковтуна «манипуляцией английским правосудием»

Дмитрий Ковтун, один из подозреваемых Скотленд-Ярдом в отравлении бывшего сотрудника российских спецслужб Александра Литвиненко, сегодня должен был решить, будет ли давать показания по этому делу, или нет.

Еще в марте этого года Ковтун добровольно изъявил желание стать заинтересованной стороной проходящего в Лондоне процесса и дать показания по видеосвязи из Москвы (в случае приезда в Лондон, его незамедлительно арестуют — В. Ч. ). Что было неожиданно: второй подозреваемый, друг Ковтуна Андрей Луговой, категорически отказался давать показания, объясняя это «недоверием» к лондонскому суду. Судья Роберт Оуэн объявил тогда перерыв на 4 месяца, чтобы Ковтун подготовился к процессу и познакомился с материалами дела.

Однако в прошлую пятницу, буквально за два дня до дачи показаний, Ковтун прислал в суд письмо, в котором информировал суд о невозможности своего выступления. Он ссылался на то, что британское правосудие не предоставило ему гарантий того, что он своим выступлением не нарушит российское законодательство. По словам Ковтуна, своими показаниями он якобы может разгласить тайну следствия — а ведь он дал подписку о неразглашении в Следственном комитете РФ, который тоже расследует убийство Литвиненко.

По мнению СК, проведение следственных действий на территории РФ без согласия на то российских властей (это касается и допроса Ковтуна по видеосвязи посредством иностранного интернет-провайдера) составляет нарушение суверенитета РФ. Великобритания обращалась с запросом к России четыре месяца назад, однако запрос остался без ответа.

Что мешало Ковтуну и СК сообщить о причинах невозможности давать показания раньше, ведь с конца марта по конец июля Высокий суд специально ушел на большой перерыв, чтобы свидетель мог подготовиться. У вдовы Литвиненко Марины и ее адвокатов ответ на этот вопрос есть — СК просто манипулирует Высоким судом и пытается затянуть процесс, в ходе которого могут вскрыться неблагоприятные для российской стороны подробности. Что касается Ковтуна, которого, как уверены адвокаты, контролирует СК, то он с самого начала не собирался давать показаний, но потребовал этого только с целью, чтобы опять же затянуть процесс.

«С самого начала это выглядело игрой», — сказала «Новой» Марина Литвиненко.

Судья Роберт Оуэн также не доволен действиями Ковтуна, тем не менее, в прошлую пятницу он дал обвиняемому время до понедельника, чтобы тот решил процедурные вопросы с СК. Однако и в этот понедельник Ковтун запросил еще время. Заслушав стороны, Роберт Оуэн, решил дать россиянину последний шанс — до 9 утра вторника. Как подчеркнул судья, это он делает, чтобы господин Ковтун потом нигде не говорил, что ему якобы не предоставили время. Если до 9 утра вторника Ковтун не определится, суд продолжится без него.

Примечательно, что перед Ковтуном 24 июля в Высоком суде выступил один из главных свидетелей, проходящий под кодом Д3 в целях безопасности. Это старый друг Ковтуна, житель Гамбурга, у которого тот ночевал 30 октября 2006 г перед отлетом в Лондон.

Д3 тогда решил, что Ковтун фантазирует, но три недели спустя прочитал об этом в газетах и сообщил о том разговоре полиции. Кроме того, по словам свидетеля, Ковтун запачкал его матрас радиоактивным полонием.