Фермер и государство. Хватает ли сельчанам мер господдержки?

По данным Красноярскстата, доля крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в посевах хозяйств всех категорий в 2015 году составила по зерновым и зернобобовым культурам лишь 15,4%, картофелю – 2,6%, овощам открытого грунта – 4,6%. О чем это говорит? О том, что сельским хозяйством у нас занимаются крупные организации, а частники где-то там в незаметном хвосте.Накануне в министерстве сельского хозяйства Красноярского края отчитались – в этом году уже 49 краевых фермеров получили господдержку. Это – самый высокий показатель за все годы действия программы. Общая сумма из федерального и краевого бюджетов, направленная на помощь фермерам, составила 132 млн рублей. Но что помогают развивать эти деньги и в чьи тракторы и земли вкладываются?
Между тем, то ли пресс-служба минсельхоза работает на отлично, то ли действительно помощь отлажена, – пресс-релизы о грантах и миллионных переводах на развитие хозяйства появляются каждую неделю.
Депутат Законодательного собрания, председатель парламентского комитета по сельскому хозяйству Валерий Сергиенко на вопрос о господдержке хмыкнул: «Скорее всего пресс-служба так активничает. Но от частого повторения слово «халва» слаще во рту не станет.
По минимальным потребностям и расчётам на 2015 год нам не достаёт 1 млрд руб. дотаций от государства. Это, замечу, по тем программам, которые были этим же государством заявлены.
Поэтому плодить новые меры государственной поддержки бессмысленно, поскольку и на существующие денег нет. Что касается грантов – это всё мелочи жизни.
Ну, выдали 49 грантов по 1,5 млн. Это капля в море, в котором не хватает миллиарда. Эти гранты положение не спасают. Дело в инвестиционном процессе, в старении основных фондов – и этими миллионами тут не отделаешься.
Инвестиции затормозились по всем отраслям и в сельском хозяйстве, в частности. Обновление техники не происходит, строительство новых животноводческих хозяйств встало, про социальную сферу на селе и вовсе говорить не приходится», - глобально прокомментировал депутат.
Фермер Андрей Болсуновский уверен – для масштабов Красноярского края суммы господдержки начинающих бизнесменов от сохи очень небольшие:
«Людей, желающих заниматься сельским хозяйством, с каждым годом всё больше появляется. Но денег не хватает для нашей огромной территории.
Что касается объективности распределения имеющейся господдержки – здесь нет вопросов. В минсельхозе хорошо отработана система по оценке бизнес-планов и проектов начинающих фермеров», – говорит бизнесмен.
Также Болсуновский прокомментировал цифры Красноярскстата, указанные выше. По его словам, частное растениеводство в крае развито хуже всего: «Это дело дорогое. Им имеет смысл заниматься в промышленных масштабах.
Ведь мелкому фермеру для небольшого участка земли нужна та же техника и горючее, что и крупному агрохолдингу. А потому многие, кто занимался растениеводством в последнее время перешли в животноводство.
Ещё одна проблема – получение земли. Здесь ситуация очень плачевная: сегодня любому муниципалитету или сельсовету гораздо выгоднее передать землю кому угодно под промплощадку, но только не фермеру. Не знаю, губернатор пообещал, что ситуация изменится. Ждём».
Крупные фермеры тоже всегда ждут поддержки. Кроме того они буквально своими руками ее добывают. В Законодательном собрании теперь целое сельскохозяйственное лобби, состоящее из нескольких депутатов-аграриев.
Например, Валерий Исаев, директор ЗАО «Назаровское». За несколько дней с ним поговорить так и не получилось: трубку мобильного он брал, но на заднем плане всегда слышался шум тракторов и как колосится рожь. По всем приметам жаркая пора.
Чтобы эта пора была такой, всю весну Исаев с коллегами корректировали бюджет, пытаясь как можно больше средств отправить на поддержку отрасли. Иной раз так сильно старались, что нарывались на отповедь от коллеги Алексея Клешко, который уже несколько раз называл сельское хозяйство бездонной бочкой, куда средства господдержки сколько ни вкладывай – всё равно мало.

В ответ на это аграрии ответственно заявляют, что отрасль их – не бизнесовая и во всем мире она дотационная. Что же до господдержки – понять, хватает ее или нет – можно просто.
Достаточно подождать ещё полгода и посмотреть, сбудется ли страшный прогноз депутата Заксобрания и фермера Бориса Мельниченко, который он дал в феврале: «У нас закредитованность - 95% от выручки! Будет голод! Поверьте! Десятки сельхозпредприятий закроется до конца года!
Поверьте! У нас столько убытков! Где экономисты? Университет наш Аграрный уже согласился с тем, что крах пришел сельскому хозяйству! Жалко те средства, которые были ранее вложены! Плохие мы с вами руководители и организаторы! Мы не понимаем, что крах пришел! Давайте соберёмся, разберёмся!

У нас в крае лучшие хозяйства не могут взять удобрение! Это не просто перепалка, мы год проговорили и ничего не добились! Сегодня нужно выделить 6 млрд немедленно, чтобы кредиторская задолженность снизилась до 50% от выручки. Если этого не сделать – через год наступит голод!
Нет никакой системы! Нет никакой надежды, что произойдет что-то позитивное! Ситуация страшенная, катастрофическая».