Дата
Автор
Яков Миркин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Новый Дэн Сяопин. Кто мог бы стать автором экономического чуда в России?


Ничто в Китае конца 1970-х годов не предвещало Китая 2010-х. Если просто экстраполировать, впереди были годы тьмы. И вдруг ниоткуда появляется Дэн Сяопин, бывший генсек с самым отчаянным коммунистическим прошлым, и создает точку отсчета для «экономического чуда». Вместе с Чэнь Юнем, Си Чжунсюнем, Е Цзяньином – командой мощных стариков, как их назвал китаевед Юрий Тавровский.

Что следует понимать под чудом применительно к России? Модернизация + социальная рыночная экономика + высокие темпы роста + высокие стандарты жизни + прекращение противостояния с миром. Подробно я писал об этом в статье о необходимых предпосылках для экономического чуда, в статье о сценариях развития российской экономики, в статье о технологическом коллапсе, в статье о новом либерализме.

Но ни одно экономическое чудо не случилось без автора. В Германии – Людвиг Эрхард. В Японии – Хаято Икэда. В Южной Корее – Пак Чон Хи. В Китае – Дэн Сяопин. В Сингапуре – Ли Куан Ю. В Малайзии – Махатхир бин Мохамад. Основы успеха Испании заложил Франко на рубеже 1950–1960-х годов.

Вопрос следует формулировать иначе: какой это человек? Какого он склада и откуда следует ждать его появления?

Но кто может стать автором «российского экономического чуда»? Мои корреспонденты называют десятки имен в России. Все они очень спорные. Старые, серые, изжеванные. У всех были шансы, у одного – в 1990-х, у другого – в нулевых. С другой стороны, почему бы нет? Всегда есть шансы на неожиданные повороты. Всегда есть окно возможностей. Главное, что надо понимать сегодня, – дело не в именах. Вопрос следует формулировать иначе: какой это человек? Какого он склада и откуда следует ждать его появления?

Гибкость и компромиссность

Людвиг Эрхард – немецкий политик, канцлер Западной Германии (1963–1966)

Getty Images

Людвиг Эрхард во времена нацизма «нигде не состоял, не вступал, ни в чем не участвовал». В войну отсиделся, как мышь, внутри промышленных структур, готовя аналитические отчеты, и между делом написал книгу о том, как восстанавливать Германию после поражения. Всплыл на поверхность только после оккупации.

Китайский революционер, политик и реформатор, деятель Коммунистической партии Китая Дэн Сяопин

Getty Images

В конце 1950-х годов Дэн Сяопин был генсеком Компартии Китая, в середине 1960-х репрессирован во время «культурной революции», отправлен рабочим на тракторный завод. Спасаясь от пыток, его сын выбросился с третьего этажа, стал инвалидом. В конце 1970-х Дэн стал лидером Китая. Это он сказал: «Не важно, черная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей – это хорошая кошка».

Пятикратный премьер-министр Японии Сигэру Ёсида

Getty Images

Сигэру Ёсида был отправлен в отставку в 1939 году с поста японского посла в Великобритании за антимилитаризм. Продолжал служить, к концу войны даже назначался министром вооружений. Арестован в июне 1945 года за попытки организовать более раннюю капитуляцию. Всплыл после оккупации. В 1948 году стал премьер-министром.

Пак Чон Хи – президент Кореи (1963–1979)

Getty Images

Пак Чон Хи в 1948 году в 31-летнем возрасте был приговорен военным судом к смертной казни за создание коммунистической ячейки в армии. Спасен высшими офицерами. Выгнан из армии. Вернулся майором во время Корейской войны, в 1953 году был уже бригадным генералом. В 1961 году стал главой государства (военный переворот). Пак Чон Хи – был коммунистом, стал антикоммунистом.

Махатхир бин Мохамад – премьер-министр Малайзии (1981–2003)

Getty Images

Махатхир бин Мохамад был западником, потом изобрел собственное учение – махатхиризм.

Все это чудеса приспособляемости, умения выплыть, договориться, способности затеряться и затем сделать стремительный скачок, быть в паре, в тройке, идти на союзы и унии, терпеть, какие бы чудеса ни преподносила жизнь, и проявлять чудеса личной энергии.

Коммуникативность и связи с Западом

Все случаи экономического чуда после Второй мировой войны (даже во франкистской Испании в конце 1950–1960-х годов) произошли при поддержке Запада, в первую очередь США. Конечно, не ради благотворительных целей, а чаще всего в логике холодной войны с целью противодействия коммунистам. Но так или иначе, найти общие цели с Западом – пока одна из заповедей экономического чуда. Нравится нам это или нет.

Иногда лишь по косвенным признакам можно установить, что люди, творившие чудеса в экономике, умели установить мосты с западным обществом и с политиками «золотого миллиарда», даже глубоко расходясь с ними цивилизационным бэкграундом.

Ли Куан Ю окончил сначала Лондонскую школу экономики, затем Кембридж. Сигэру Ёсида, выходец из самурайского рода, рожденный гейшей, перед тем как пять раз стать премьер-министром Японии, служил послом в Британии и Италии, был скрытым католиком. Пак Чон Хи, хозяин Южной Кореи, проходил военную подготовку в США и служил в годы Корейской войны под американским командованием. Махатхир бин Мохамад – врач, сын директора английской школы, окончил King Edward VII College of Medicine в Сингапуре. Дэн Сяопин в юности учился и работал во Франции. Людвиг Эрхард – профессор, либерал, ученик профессора Франца Оппенгеймера, бежавшего от нацистов в США.

Связь с Западом открывает и Западу возможность понимать, что происходит в закрытых сообществах, а, следовательно, сотрудничать. Опыт взаимоотношений с Западом не является достаточным условием для «чуда» (вспомним сегодняшнюю Сирию и ее лидера с британским образованием), но это все-таки необходимое условие – исходя из того, как сегодня устроен экономический мир.

Местная модель

Ни один из авторов экономического чуда не пошел по англо-саксонской дорожке. Все пытались найти что-то свое, то, что ближе народному характеру, своим традициям, но при этом рыночное, не враждебное модели, сложившейся в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии – при всем их своеобразии.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.