Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Признаны экстремистскими ролики группы "Ансамбль Христа Спасителя и Мать сыра земля"

В Федеральный список экстремистских материалов включены три видео с песнями группы "Ансамбль Христа Спасителя и Мать сыра земля". По нашему мнению, этот запрет весьма спорен.

26 августа 2015 года в очередное обновление Федерального списка экстремистских материалов был включен п. 3011, запрещающий три клипа группы "Ансамбль Христа Спасителя и Мать сыра земля".

Таким образом, в Список теперь входят пять песен этой группы: "Видеофайлы: "Ансамбль Христа Спасителя и Мать сыра земля - Сердцу не прикажешь" (7ad051a028.240), "Ансамбль Христа Спасителя и Мать сыра земля - распни этих всех депутатов" (8eb126010f.240), "Ансамбль Христа Спасителя и Мать сыра земля - Торговцы богом" (5275f78991.240) (приговор Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26.06.2015)", а также ролик "Синагога", который ранее был включен в список по решению Центрального районного суда Кемерова от 30 мая 2014 под п. 2443 и аудиозапись "Ломая полумесяц" (п. 2654, решение Псковского городского суда от 22 декабря 2014 года).

Панк-группа "Ансамбль Христа Спасителя и Мать сыра земля" определяет собственное творчество как "радикальный политический хардкор". В одном из материалов о группе можно прочесть следующее: "Участники пропагандируют, по их же словам, шовинизм и мракобесие, а также тотальную диктатуру закона, нацизм и православный шариат. Делается это с максимально серьезной миной и в максимально гротескном ключе. На первый взгляд кажется, что целью данного образа является оскорбление чувств верующих, экстремизм и просто лицедейство, но на деле же это насмешка над злоупотреблением национальными ценностями — иными словами, над фанатичным православием, ксенофобией, рабским менталитетом и прочими возможными пороками среднего российского обывателя. Сами участники в том числе заявляют, что их творчество предназначено для людей с высоким интеллектом". В июле 2013 года концерты группы "Ансамбль Христа Спасителя и Мать сыра земля" были отменены в ряде городов по ходатайству Союза православных братств РПЦ как "безобразные и кощунственные действа".

Под запрет попала песня АХСиМСЗ, где в шуточной манере воспевается Гитлер ("Сердцу не прикажешь"), песня о погрязших в пороках парламентариях ("Распни этих всех депутатов"), о стяжательстве РПЦ ("Торговцы Богом"), а также - ранее - песни о евреях и выходцах с Кавказа как виноватых во всем внутренних врагах, с которыми следует расправляться ("Синагога", "Ломая полумесяц").

Правомерность запрета песен группы оценить сложно, поскольку он, очевидно, представляет собой непростой юридический казус.

В текстах АХСиМСЗ явно выражается враждебность или неуважение к нескольким группам граждан (отметим, впрочем, что закон запрещает унижать не любые группы людей, в частности, не запрещено обидно высказываться о группах политиков или о религиозных организациях как таковых), присутствуют прямые призывы к расправе над представителями некоторых из них. Однако эти тексты действительно имеют гротескный характер, и авторы на словах рекомендуют воспринимать их как сатирические. При этом следует отметить, что группа весьма популярна в ультраправой среде. В таком случае интерпретировать мотивацию артистов с точки зрения правоприменения трудно. Как нам представляется, в творчестве АХСиМСЗ сатира и искренние высказывания смешаны, что вообще характерно для панк-рока. Кроме того, авторы лукавят, когда говорят о том, что ориентируются на тех, для кого их творчество - интеллектуальная игра, в действительности, они готовы заигрывать с аудиторией самого разного сорта. К примеру, песня "Ломая полумесяц" интонационно не звучит как сатирическая и должна вполне позитивно восприниматься ультраправой молодежью.

Однако, поскольку речь идет не об уголовном обвинении против членов группы, а о запрете песен, намерения авторов не так существенны: важно содержание и потенциальная опасность текстов. И здесь также нет ясности. Очевидно, что и пародийные призывы могут обрести благодарную аудиторию, готовую осуществлять их на деле. Но потенциальную опасность могут нести в себе и многие другие высказывания, которые не подпадают под действие законодательства. Закон в принципе не способен запретить все высказывания, которые могут иметь негативные последствия, он может быть направлен лишь против высказываний определенного толка.

Видимо, в рамках действующего законодательства правомерность этого запрета просто невозможно однозначно оценить. Что в очередной раз наводит на мысль, что законодательные запреты следует сузить и определить точнее, а от такого сомнительного метода, как запрет определенных материалов (будь то книги, песни или что-то еще) вне рассмотрения связанной с ними деятельности конкретных людей, следует просто отказаться.

Мы также видим яркий пример того, как художественное творчество (что бы о нем ни думать с эстетической точки зрения) оказывается слишком сложным для интерпретации в рамках компетенции правоохранительных органов. Это вовсе не значит, что средствами искусства нельзя нарушить закон, но это значит, что степень неопределенности в таких случаях значительно выше.