Как двое приятелей из Казани меняют мировой рынок рекламы

Ни один наш шаг в соцсетях и поисковиках не остается незамеченным рекламодателями. Стоит на минуту зайти в интернет-магазин электроники, и баннеры с утюгами будут преследовать вас неделями. Конечно, раздражает. Но точность таргетирования рекламы растет и рано или поздно станет полезной для человека.
Вторая большая тенденция — интернет на ходу: мы все больше пользуемся мобильными приложениями, а в мобильном интернете масса возможностей таргетировать рекламную кампанию.
Ваш сотовый оператор знает о вас даже больше, чем Google. Проблема в том, что операторы не умеют делиться этим знанием с рекламодателями. Отдельные попытки наладить отношения предпринимали многие сотовые компании и рекламщики. Но американский стартап с российскими корнями Cinarra впервые предложил техническое решение, которое позволяет поженить всех со всеми — на глобальном уровне. Под эту идею Cinarra уже получила $25 млн от венчурных фондов, Cisco и японского SoftBank.
От картошки к ИТ-бизнесу
Александр Николаев и Алексей Зинин
Студент Алексей Зинин и завлабораторией Александр Николаев познакомились в 1990 году на картошке, куда обоих по советской традиции отправил Казанский политех. Николаеву не терпелось вернуться к работе: в университет привезли первые персональные ЭВМ, а значит, можно было отказаться от перфокарт и программировать по-человечески. В сентябре Зинин и Николаев вместе начали работать на новеньких IBM PC и IBM PC XT над первым заказом: написали систему передачи банковской информации через телеграф, который тогда, в отличие от интернета, был в каждом отделении. «Брали бы по 0,5% с транзакции, быстро бы разбогатели, — говорит Николаев. — Но тогда мы ездили на автобусах по деревням по всему Татарстану и думали о деньгах меньше, чем следовало».
Было ясно, что со временем бизнес будет платить огромные деньги за информационные системы. В 1995 году молодые программисты вместе с Александром Сафроновым, одногруппником Зинина, открыли компанию «Центр» — сегодня крупнейший в Татарстане системный интегратор. Вскоре пути старых друзей разошлись: пока Николаев продолжал работать в «Центре», Зинин отправился в Москву, потом в Кремниевую долину, в главный офис Cisco, где занимался поддержкой клиентов. В США Зинин работал с Инженерным советом интернета над улучшением передачи данных и даже написал книгу о технологиях маршрутизации в сетях.
Позже он руководил несколькими стартапами в США, пять лет провел в Сингапуре, возглавляя интернет-подразделения Alcatel в Юго-Восточной Азии. И все это время Зинин не терял связей с Россией. А Николаев часто бывал в США и Азии. Встречаясь, они каждый раз обсуждали идею нового бизнеса: Зинин, пропитанный футурологией Кремниевой долины и Сингапура, был в курсе передовых технологий, а Николаев, общаясь с крупным бизнесом, хорошо понимал, какие продукты нужны рынку. От слов к делу предприниматели перешли только в 2011 году.
Новая жизнь мобильных данных
К тому моменту Зинин успел много пообщаться с операторами связи и знал, что они агрегируют огромные объемы данных о своих абонентах, но не знают, что с ними делать. Кому может быть полезна информация о местонахождении пользователя, его возраст, пол и достаток? Разумеется, рекламодателям, которые хотели бы использовать контекстную и таргетированную рекламу на мобильных устройствах. Пирог огромен: в 2016 году, по прогнозам eMarketer, больше половины всей цифровой рекламы придется на мобильный сегмент — это более $100 млрд за год. Тот, кто сделает эту рекламу эффективнее, обречен на успех.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]