МНЕНИЕ: Политолог Александр Кынев об итогах кампании

Здесь всего два варианта: либо пускать одно «Яблоко», либо пускать «Яблоко» и ПАРНАС и еще каких-то дополнительных спойлеров, чтобы они мешали друг другу. Это основные интриги, которые решались (13 сентября), – ну еще насколько власть способна обеспечивать нужный результат даже в условиях кризиса и очевидного роста недовольства.Фактически мы наблюдали первую фазу федеральной кампании, потому что от результатов, которые будут официально объявлены, зависят несколько принципиальных решений по выборам следующего года. Это касается стратегии и самой власти, это касается судьбы системных партий – сохранять их в нынешнем виде или пытаться, возможно, перезапустить или заменить кого-то из участников. И самое главное – какова стратегия в отношении демократической оппозиции.

В совокупности это, на мой взгляд, привело к тому, что, во-первых, было очень, крайне нервное поведение самой власти, огромное количество скандалов, в том числе силовых: впервые за много лет мы увидели силовые акции против наблюдателей и организаций, занимающихся контролем, чего до этого никогда не наблюдалось, мы увидели уголовные дела против политтехнологов, то есть поле тех, кто становится жертвой давления, резко увеличилось за эту кампанию.
Это говорит о том, что власть опасается, что всех прежних технологий давления может уже не хватать.
Что касается системных партий, то мы увидели, что политическое поле от новых проектов было зачищено. Это подарок для старых системных партий, которые в последние полтора года вошли в альянс с федеральной властью – видимо, в благодарность за поддержку ключевых политических решений, в том числе в отношении Украины.
Новые проекты – это именно те, кто отнимал у них голоса, когда избиратель предпочитал голосовать за какие-то новые лица, потому что в старых он очень сильно разочарован.
На этих выборах мы в очень многих регионах наблюдали присутствие все тех же старых партий в сочетании с невыразительными спойлерами. Выбирать в целом было не из кого. Соответственно, вопрос в том, смогут ли они в этих тепличных условиях преодолеть негативный тренд, который был в последние годы, когда у них результаты постоянно снижались.
Итог узнаем в понедельник, когда будут полные цифры.
И третье, что касается ситуации с «Яблоком» и ПАРНАСом. В итоге ПАРНАС допустили в одном регионе экспериментально, «Яблоко» зарегистрировали везде, списки были довольно сильные.
Пока мы видим, что даже там, где были сильные списки «Яблока», оно проводило крайне слабые кампании, то есть добровольно играло в поддавки даже там, где шансы были. То есть не воспользовалось шансом, видимо боясь хороших результатов больше, чем плохих, потому что в этом случае резко возникал бы шанс, что «Яблоко» могло бы стать следующей жертвой информационной – и не только – кампании.
Вот это было главное в этой кампании. Я думаю, результат будет очень интересен, потому что, возможно, невзирая на все зачистки, мы с большим шансом увидим, скорее всего, хотя бы в одном регионе здоровые выборы губернатора – это Иркутск, под вопросом Кострома и Омск.
Новые фигуры вызывают энтузиазм, как только что-то делают и высказывают желание чего-то добиваться.Это говорит о том, что крайне низкое качество назначенцев на выборах губернатора, даже в условиях зачищенного электорального поля, ведет к тому, что люди всё равно голосуют за оппонентов: как только появляется хоть сколько-нибудь приличный конкурент, как в Иркутске с Сергеем Левченко, люди голосуют за него.
facebook.com/alexander.kynev