Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Он и должен был умереть…

Пенсионер из приморского города Артема, ставший знаменитым посмертно, поставил диагноз отечественной медицине

Пенсионер из приморского города Артема, ставший знаменитым посмертно, поставил диагноз отечественной медицине

15 сентября 2015 года житель города Артема Анатолий Иванович Тоткалов, неделей ранее отметивший свой 67-й день рождения, в муках скончался в артемовской больнице № 1. Его туда доставили с острыми болями, сильной одышкой и вздутием живота, с предварительным диагнозом «цирроз печени». Однако картины, привычной нам по многочисленным зарубежным и отечественным телесериалам, когда больного с острой формой какого-либо недуга в приемном покое встречает целая бригада медиков, каталка с капельницами, кислородной маской и дефибриллятором, в данном случае не наблюдалось.

Наоборот: Анатолия Тоткалова положили на кровать за ширмой в больничном коридоре, а находились рядом с ним лишь младший сын Максим и супруга Людмила Константиновна. Врачи облегчить участь пациента не спешили: видимо, размышляли о диагнозе и методах лечения, как позднее заявила СМИ и.о. главного врача Венера Халиповна Древятникова: «Пациент поступил с хроническим заболеванием, и ему была оказана помощь. Он находился в такой стадии, что лечить было уже невозможно».

Но, по сути, «гвоздем программы» стал не умерший пенсионер Анатолий Тоткалов, а глава администрации города Артема Владимир Новиков, которого нелегкая занесла именно в эту больницу на какие-то процедуры как раз в тот момент, когда родные умирающего пациента тщетно пытались добиться внимания медперсонала, а Максим Тоткалов снял на свой мобильный телефон мэра, проходившего по коридору больницы в сопровождении двоих медицинских работников.

В итоге Анатолий Иванович скончался, а видеоролик в интернете с беспомощным пациентом и проходом по коридору мэра стал катализатором информационного шквала.

По сути же, как это ни цинично звучит, в артемовской больнице не случилось ничего неожиданного. И мэр города Владимир Новиков, вознамерившийся отстаивать свои честь и достоинство от клеветы СМИ, здесь совершенно ни при чем. Ведь покойного Анатолия Тоткалова медики не жаловали вниманием ни до прибытия в больницу мэра, ни после его убытия, и вряд ли четверть часа, которые в больнице находился мэр Новиков, сыграли в судьбе Тоткалова ключевую роль. И подобное отношение медработников к пациентам в Приморье, да и вообще в России, отнюдь не редкость — в данном случае персона мэра лишь придала этой будничной драме резонанс.

И поэтому слова и.о. главврача горбольницы № 1 об умершем пациенте Анатолии Тоткалове — «По всем показаниям этот пациент должен был умереть. У него была терминальная стадия заболевания, это конечный итог, к сожалению» — вполне могут быть отнесены к системе здравоохранения в целом.

Смерть пациента в больнице города Артема — не исключение. Подобное отношение медиков к пациентам давно стало обыденным явлением. Пока еще оно не воспринимается как норма, но это время не за горами: престиж профессии медицинского работника и врача, упавший в постперестроечные годы, не восстанавливается. Выпускник медицинского вуза, проучившийся 6 лет, не может рассчитывать на достойный заработок, обеспечивающий хотя бы средний жизненный уровень, не говоря уже о медработниках среднего и младшего звена, фельдшерах и медсестрах.

Отдельные современные клиники и медицинские центры, открываемые в крупных городах, не могут компенсировать упадка периферийных медучреждений, поликлиник и больниц, которые годами «оптимизируют, специализируют и укрупняют». Профессиональная преемственность и восполняемость кадров в системе здравоохранения нарушены, статусный разрыв между руководящими работниками медучреждений и рядовыми врачами год от года растет. Какого же итога от этих процессов можно ожидать?

Смерть пациента Анатолия Тоткалова и возникший на ее фоне общественный резонанс повлекли оперативные действия прокуратуры, Следственного комитета, Росздравнадзора и чиновников от медицины. Итогом проверки явилось возбуждение уголовного дела. По просьбе «Новой газеты» ситуацию прокомментировала старший помощник руководителя СУ СК России по Приморскому краю, майор юстиции Аврора Римская: «Предварительная причина смерти не соответствовала диагнозу, с которым он поступил в медучреждение. Учитывая эти обстоятельства, есть основания полагать, что пациенту были оказаны услуги, не отвечающие требованиям безопасности.

По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренное п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ. То есть если поступил с одним диагнозом, а умер от другой болезни, возможно, лечение было не то, что необходимо, подход к проблеме не такой, возможно, при таком заболевании вообще нельзя было лечить препаратами, которые вводились после госпитализации. По уголовному делу назначена судебно-медицинская экспертиза».

И эти слова тоже применимы к системе здравоохранения в целом: теми ли средствами ее «лечат», если для привлечения внимания к обыденным проблемам кто-то должен умереть, да еще и после визита мэра?

Виктор БУЛАВИНЦЕВ — специально для «Новой», Приморский край

P*.*S. Во вторник, 22 сентября, вице-губернатор Приморского края Павел Серебряков отстранил главного врача больницы № 1 города Артема от занимаемой должности.