С Путиным до конца. Как правильно читать программную статью Дмитрия Медведева

В четвертую годовщину рокировки 2011 года, в ходе которой россиянам наконец объявили о распределении высших государственных должностей на ближайшие годы, один из двух главных ее фигурантов – Дмитрий Медведев – счел нужным поделиться с нами своими мыслями о перспективах страны, которой он продолжает управлять совместно со своим старшим партнером. Опубликованная в «Российской газете» статья «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы» вызвала в прессе реакцию двух типов. Одни пытаются интерпретировать ее содержание как некое заявление о намерениях. Другие полагают, что содержательно она совершенно бессмысленна, но зато представляет собой некий намек на баланс власти в правящих кругах Российской Федерации, то есть, как принято это называть, сигнал. Разберу эти позиции последовательно.
Cодержание статьи вполне точно, пусть и на несколько заумном наукообразном языке, передает настроение ума, в котором находится российское политическое руководство
В статье Медведева действительно есть что-то студенческое. И названием, и содержанием она напоминает текст, скачанный из коммерческой базы данных «Сто тысяч зачетных рефератов». Но я бы не спешил винить референтов Медведева в недобросовестном отношении к делу. Тривиальность высказывания не эквивалентна его бессмысленности. Напротив, содержание статьи вполне точно, пусть и на несколько заумном наукообразном языке, передает настроение ума, в котором находится российское политическое руководство.
Это настроение не имеет ничего общего с мрачным конспирологическим мышлением, которое транслируют многие публичные фигуры, особенно депутаты Государственной Думы, и политические комментаторы. Даже забавно, что некоторые читатели удивились, не увидев в статье Медведева «русского мира», тотального православия и борьбы за традиционную сексуальную ориентацию. Такого там нет, да и не могло быть – по двум причинам. Одна из них, поверхностная, состоит в том, что эти словосочетания проходят не по ведомству менеджмента, а по ведомству политики. Поэтому нечто подобное приходится время от времени выдавливать из себя Владимиру Путину – нужно ведь иногда кинуть кость пропагандистам. Но делает он это не от чистого сердца, потому что есть вторая, фундаментальная, причина: ни во что подобное нынешние правители России не верят.
А то, во что они верят, как раз и изложено в статье Медведева. Понятно, что любое публичное высказывание, исходящее с вершин государственной власти, в нынешней ситуации должно отвечать на два вопроса: «Кто виноват, что все так плохо?» и «Будет ли лучше?». Отвечая на первый вопрос, Медведев как раз и мог бы обильно использовать пропагандистские наработки и труды живых классиков геополитической науки вроде Александра Дугина. Но этой опасности наш автор счастливо избегает, не чуждаясь геополитической темы, но уводя ее в совсем другую сторону.
Довольно очевидно, что значительная часть текущих проблем России связана с ошибочной внешней политикой, которую страна проводит в течение последних двух-трех лет, а в более широком смысле – начиная с речи, которую Путин произнес в Мюнхене в 2007 году. Отрицать это невозможно, и Медведев даже не пытается. Но кто виноват? В общем-то, никто, отвечает он, просто глобальная ситуация сложилась так, что другие мировые игроки, пытаясь использовать новые возможности, начали играть по произвольным правилам. На такие ситуации надо реагировать, иначе проиграешь. И мы реагировали так, как надо. Естественно, это было чревато издержками, но они были неизбежны. В целом, мы справились и будем справляться впредь. Так это выглядит в переводе с наукообразного языка на обычный русский.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]