Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Почему россияне такие несчастные?

Экономисты нашли связь между коррупцией и самочувствием: Forbes

Фото: Christopher Morris / VII / Corbis / Vida Press

Болгарский экономист Симеон Дянков 9 октября ушел с поста ректора Российской экономической школы, которое он занял после Сергея Гуриева. В связи с этим русская версия журнала Forbes решилась на необычный поступок: она выпустила на сайте колонку Бориса Грозовского, посвященную одному из исследований Дянкова, на две недели раньше, чем она выйдет в журнале (обычно бывает наоборот). Исследование очень актуально: оно посвящено ответу на вопрос, почему россияне и украинцы чувствуют себя менее счастливыми, чем жители других стран.

Дянков вместе со своими соавторами — Еленой Николовой и Яном Жилинским — на основе нескольких исследований составили базу данных, которая показывает, насколько довольными чувствовали себя жители 82 стран с начала 1990-х по 2014 год. В ходе составления базы выяснилась интересная особенность: во многих посткоммунистических странах большинство жителей несчастливо. Если в Дании жизнью довольны почти все, то на Украине — всего 31%, а в России — 33%.

Оказалось, что неудовлетворенность жизнью не связана ни с подушевым ВВП, ни с невысокой продолжительностью жизни, ни с улучшением этих показателей. Дело в том, что люди сравнивают свой уровень не с прошлым, а с благосостоянием других людей.

Дянков и его соавторы уверены, что счастье у посткоммунистических стран украдено правительствами. Они выяснили, что жители восточноевропейских стран несчастливы из-за высокого уровня коррупции и качества госуправления. Под коррупцией в данном случае имеется в виду не низовое взяточничество, а то, что на богатство влияют не труд и заслуги, а связи в госаппарате.

В условиях демократии люди счастливее, чем при авторитаризме […]. Но транзит, завершенный лишь наполовину, очевидным образом не радует граждан. Элите, конечно, очень удобно (хотя это и рискованно) жить в обществе с высоким неравенством и повсеместной коррупцией, в полубандитском капитализме с неработающими социальными лифтами. Но трудно ожидать, что в этой системе будут счастливы и те, кому не удалось пробиться наверх.

Forbes