Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Чиновники захотели общаться без пресс-службы


Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Наталья Комарова поручила расформировать свою пресс-службу. Масштабные изменения затронут также департамент внутренней политики и департамент общественных и внешних связей Югры, пишет «Коммерсант». А в Подмосковье министры раздают номера своих телефонов в больницах, аптеках и в автобусах.

О том, что пресс-служба губернатора будет полностью упразднена, рассказала пресс-секретарь губернатора Елена Шумакова, пока занимающая эту должность.

«Все соответствующие документы по реорганизации подготовлены и находятся в стадии согласования. Если они будут согласованы, то могут быть рассмотрены уже на ближайшем заседании окружного правительства в пятницу.

Сотрудники СМИ смогут получать информацию в управлении, обеспечивающем открытость информации для граждан и общественных организаций внутри департамента», – пояснила Шумакова.

По её словам, это позволит повысить эффективность взаимодействия правительства ХМАО с общественными организациями и гражданским обществом. И оптимизирует затраты.

Стать доступнее решили и Подмосковные власти. В больницах и аптеках, на общественном транспорте и строительных объектах стали размещать баннеры с указанием электронных адресов и мобильных телефонов руководителей и министров, пишет издание «Ведомости».

«Например, в каждой аптеке, где выдаются льготные лекарства, есть информационные листы с электронным адресом и мобильным телефоном министра здравоохранения Нины Суслоновой. Если где-то нет лекарств, завышены цены, она узнает об этом немедленно, – рассказал «Ведомостям» губернатор области Андрей Воробьёв.

Правда, на звонок журналистов ответила не Суслонова, а её помощница.

И. о. главного врача Климовской центральной городской больницы сам берёт трубку и говорит, что пациенты звонят ему регулярно. «Ведомости» уточняют, прямые контакты главных врачей размещены на информационных щитах в поликлиниках и больницах.

Мобильный телефон генерального директора ГУП «Мострансавто» Александра Зайцева размещён на всех транспортных средствах предприятия – с предложением прислать sms о работе пригородных и городских автобусов.

Столичные эксперты считают, предложение звонить министрам напрямую – логично. Власти хотят, чтобы коммуникация воспринималась как персональная. Это создаёт ощущение прямого общения. Если же предлагается просто обращаться куда-то по адресу ведомства, это меньше мотивирует, чем обращение непосредственно к чиновнику.

Красноярские эксперты полагают, что без пресс-службы чиновникам, всё же, не обойтись. Другой вопрос, что штат специалистов по работе со СМИ слишком раздут, рассказывает Новостям ТВК политолог Сергей Комарицын.

«Если мы возьмём наш Красноярский край, у меня есть личный опыт, я сам был руководителем пресс-службы администрации Красноярского края в 1993-1995 гг. при губернаторе Валерии Зубове. Нас было 2-3 человека на месте, сейчас же работает, ну я не знаю, сотни человек, наверное, за те же вопросы отвечает.

А в итоге они не могут вообще ничего. Они совершенно недееспособны, они даже нормальный сайт не могут сделать. У них абсолютно безграмотные спичрайтеры (составители текстов речей, выступлений для политиков, общественных деятелей или бизнесменов – прим. ред).

Сейчас, например, администрация губернатора больше занимается пропагандистскими какими-то вещами и административными, содержательного там очень мало.

Такая картина не только в Красноярске, хотя у нас она наиболее яркая, по-моему. Вот эти все раздутые и ненужные, неквалифицированные кадры, на мой взгляд, – их надо сокращать», – подчёркивает Комарицын.


Зачастую, отмечает политолог, пресс-службы различных ведомств становятся неким щитом и преградой СМИ в доступе к информации. И, конечно, тогда об открытости властей речи не идёт.
«Если пресс-службы и службы по связям с общественностью начинают как раз скрывать информацию, это минус, в первую очередь, для самой власти, корпораций – тех, кого они представляют.

Нужно держать инициативу. Пресс-службы должны первые реагировать, а когда они начинают фильтровать, не пускать журналистов или пытаться скрывать информацию, или даже её искажать, то это главная их ошибка, кто-то другой будет формировать содержание. В нынешних условиях скрыть практически ничего невозможно», – подытожил Комарицын.


О том, что пресс-службы чаще становятся главным препятствием в получении информации, говорят и те, кто ежедневно взаимодействует с ними.
«На мой взгляд, упразднить пресс-службы было бы неправильно. Другой вопрос, что их нужно заставить нормально работать. Порой от некоторых пресс-служб комментариев просто не добиться, иногда ответы даже на простые вопросы достаются с боем. Корреспондент может по несколько раз за день объяснять пресс-секретарю про комментарий, и, в результате, получить лишь сухой текст по почте.

Или вот, например, стандартные отговорки: "слишком поздно позвонили", "на месте нет специалистов", "мы не видим информационного повода", "на нашем сайте всё написано, больше никаких комментариев". В таких случаях, действительно, думается, что пресс-служба и вовсе не нужна. Конечно, конфликт между журналистом и пресс-секретарем – это тема вечная.

И спасибо тем специалистам, которые умеют найти общий язык и наладить контакт, неважно, позвонил ты в 7 утра или в 8 вечера», – рассказала продюсер Новостей ТВК Ирина Вишнивецкая.

Тем не менее, каждый из интервьюеров отмечает, что в нынешних условиях и при огромном потоке информации, чиновникам, руководителям различных организаций самим не справиться.

«Полный отказ от пресс-служб, равно как и от пиарщиков, и любых других специалистов по коммуникациям – странная инициатива. Это то, что называется "из крайности в крайность". Да, современные средства коммуникаций позволяют любым бизнесменам и чиновникам быть в статусе "сам себе пиарщик". Многие министры и губернаторы, владельцы крупнейших компаний вполне неплохо общаются с журналистами в той же "личке" Facebook'а и чувствуют себя при этом вполне неплохо. Да, это позволяет им замкнуть на себя самые важные контакты, необходимые для работы или бизнеса.

Но есть определённые границы, связанные, как минимум, с тем, что один человек просто физически "не вывезет" весь объём такого общения со всеми желающими. И если убирать с этого направления пресс-службу, то встаёт вопрос о внешнем подрядчике для такой работы.

Кто-то должен заниматься "совсем массовыми коммуникациями", кто-то должен корректировать саму стратегию работы, кто-то, в конце концов, должен готовить и сами тексты, исходящие вовне от губернатора, вряд ли все главы регионов у нас прекрасные писатели и формулировщики мыслей в текст. Поэтому как направление движения в сторону более личных каналов коммуникации – да, это хорошо и правильно. Но полный отказ, повторюсь, это странно. Впрочем, я уверен, что об этом речи пока не идёт», – считает директор по региональному развитию агентства «Социальные сети» Василий Дамов.