МГУ опроверг согласование научных публикаций с ФСБ

Проректор МГУ имени М. В. Ломоносова Андрей Федянин заявил, что Федеральная служба безопасности (ФСБ) не обязывала ученых согласовывать с ней научные статьи перед опубликованием их за рубежом. Об этом сообщает «Интерфакс».
«Никогда научные публикации ученых МГУ не согласовывались с органами безопасности», – сообщил он.
Днем ранее, 20 октября 2015 года, британский журнал Nature опубликовал статью, согласно которой российские ученые на совещании в НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского (НИИ ФХБ) Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова получили инструкции, обязывающие их сверять публикации с ФСБ перед тем, как отправлять их в научные журналы за рубеж.
«Совещание, о котором идет речь, проводилось по ряду вопросов повышения уровня публикуемых статей, их качества, цитируемости. В том числе напоминалось о том порядке, который существует уже десятки лет в Московском университете: экспертные комиссии из числа наших сотрудников проводят экспертизу научной новизны работы и возможности ее опубликования», – прокомментировал эту информацию Федянин.
По его словам, никаких новых правил для научных публикаций сотрудников введено не было.
В комментарии Slon Magazine присутствовавший на совещании научный сотрудник Института географии РАН Вячеслав Шупер 21 октября заявил, что речь там шла не о работе экспертных комиссий, а о согласовании публикации со структурами.
«Это касается ученых, которые не имеют допуска [к материалам, отнесенным к государственной тайне]. Этот акт экспертизы был введен на географическом факультете МГУ, но на механико-математическом его нет. Создается совершенно неправой механизм, и его нельзя открыто обсуждать: у меня есть письма коллег из других академических институтов, которые подробно описывали схожие ситуации на местах, но запрещали упоминать не только их имена, но и названия вузов. Такое было только в СССР», – рассказал он.
В публикации Nature нововведение связывается с майским указом Владимира Путина, расширившим список сведений, относящихся к «государственной тайне». На это обратил внимание журнала Nature известный российский биолог Константин Северинов, который заявил: «В целом любое новое и потенциально полезное теперь может быть интерпретировано как государственная тайна».