Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Петр Войков как зеркало русской реставрации


В Москве начат опрос горожан о переименовании станции метро «Войковская», названной в честь Петра Войкова, революционера и советского функционера, сыгравшего ключевую роль в расстреле царской семьи. Это инициатива мэра Сергея Собянина: пусть люди сами решают, переименовывать или нет, а мэрия последует воле «Активного гражданина» – так называется система обратной связи и электронной демократии для голосования по третьестепенным вопросам.

Система, впрочем, никак не защищена от накруток. Выходит, что за сутки подано 117 тысяч голосов (56% против переименования, 31% за), и невозможно сказать, насколько эти цифры отражают реальное мнение москвичей. Но вопрос не только в этом: почему вообще мы обсуждаем переименование именно этой станции и почему вопрос решается путем электронного голосования?

Я целиком и полностью за то, чтобы убрать с карты нашего города имена палачей. Я только не понимаю, почему начали с Войкова, почему со станции «Ленинский проспект» мы спокойно едем до станции «Библиотека имени Ленина» и ничто нас при этом не смущает. Убирать имя мелкого исполнителя, оставляя имя вдохновителя и организатора красного террора?

Имя Войкова мы убираем потому, что осуждаем террор, или потому, что тоскуем по самодержавию?

«Надо же с чего-то начинать», – говорят. Разумеется. Давно уже и начали: на рубеже 80–90-х годов с карты московского метро исчезло множество станций с именами коммунистических вождей. Но почему-то тогда не завершили. Это касается не только перевешивания табличек: прощания с советским прошлым тогда не случилось, гештальт остался незавершенным. Вот и сейчас никак не может завершиться. Пока на карте города есть Гитлерштрассе – какая разница, какой роттенфюрер отмечен на ней же?

Если начинать, то с увековечения памяти жертв красного террора и советских репрессий. За все годы независимости России, насколько можно судить, в их честь не назвали ни одной улицы, им не поставили в Москве ни одного памятника. Соловецкий камень на Лубянке и тот появился еще при СССР. Есть уже одобренный проект мемориала в Москве, но пока это только проект.

А на это нам возразят: зачем ворошить прошлое? К тому же нельзя огульно очернять советский режим, у него было много достижений, число жертв явно преувеличено. И так далее – вплоть до одобрения Сталина и репрессий: многих, мол, репрессировали по делу. Песни с призывами вернуть имя Сталина российским улицам звучали, например, в августе с летней эстрады в Севастополе, и никто из слушателей не возражал, все аплодировали.

Но вот Войков – цареубийца. А царя убивать нельзя.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.