Что мы слушали в октябре: лучшие альбомы по версии «Медузы»

Kelela — Hallucinogen
Футуристичный поп американки Келелы сделан по принципу «меньше значит больше». Там, где у какой-нибудь Бейонсе был бы оркестр, Келела оставляет только голос, скромный синтезатор и ломаный бит, то и дело затихающий; песни от этого приобретают предельную лаконичность и прямолинейность. «Hallucinogen» местами можно спутать с новым треком FKA twigs, тем более что они обе работают с венесуэльским продюсером Arca, но в песнях Келелы куда меньше отстраненности и пугающего холода и мрака, она даже позволяет себе смеяться и иронизировать на фоне замедляющейся трескотни драм-машины. Если FKA twigs поет о сексе и любви с позиции биоробота из 2050 года, то Келела — пришелец из совсем недалекого будущего, она более простая, приземленная и теплая.
Поп-музыка попроще: Janet Jackson — Unbreakable.
Wavves — V
Калифорнийцы Wavves в свое время приложили руку к формированию новой волны панка — искреннего, непошлого, с новым звуком и прилипчивыми песнями о том, как не хочется ничего делать. Wavves отказываются эволюционировать, остаются, как и раньше, демонстративно несерьезными. Время при этом неумолимо — лидеру Wavves Нейтану Уильямсу уже к 30, а в этом возрасте пить пиво с утра и петь об этом — уже не так весело, как пятью годами ранее. V — это легкое похмелье, которое с возрастом становится все более и более тягостным. После выхода блестящего Afraid of Heights в 2013 году казалось, что Wavves могут повзрослеть и стать большой группой. V показал, что шансов на это немного, но и простые песни о неглавном Уильямс писать не разучится.
Еще калифорнийского гаражного рока: Fuzz — II.
Dilly Dally — Sore
Дебютный альбом грандж-группы из Торонто Dilly Dally — это сборник всех штампов об альтернативном роке начала девяностых сразу и в одном месте. Скейтборды в клипе, хриплый вокал, которому позавидовала бы Кортни Лав, позаимствованная у Pixies структура песен «громко — тихо — громко», даже сайт, оформленный в стиле видеоигры с консолей из нашего детства: все говорит о том, что пластинка Sore с точно таким же успехом могла бы выйти 20 лет назад. Удивительно, что она не кажется чем-то лишним и устаревшим в 2015 году и вообще слушается на одном дыхании. Dilly Dally находятся где-то посередине между поэзией и диссонантными гитарами Speedy Ortiz и саркастичной Кортни Барнетт, главной инди-звезды этого года. Проверенные десятилетиями грандж-приемы нужны Dilly Dally не для игры в девяностые, а лишь как средство для высекания нужных эмоций; ничего лучше, чем этот стиль, тинэйджерскую агрессивную апатию не передает.
Еще музыки из девяностых: Presents for Sally — Colours & Changes.
Gnoomes — Ngan!
Пермяки Gnoomes — это что-то на стыке Stone Roses и My Bloody Valentine: шугейз, под который можно танцевать, с протяжными песнями-картинами. На альбоме всего четыре композиции, но он кажется предельно продуманным и завершенным 38-минутным произведением с очень крепким и не по-российски выверенным звучанием. Пермское трио собралось чуть более полутора лет назад, чтобы играть музыку и таким образом мириться с «российским безумием»; дебютный альбом группы выходит на зарубежном лейбле, а первые рецензии на альбом публикуются на английском языке, в том числе в британском журнале The Clash.
Еще русского андеграунда: Bicycles for Afghanistan.
Beach House — Thank You Lucky Stars / Depression Cherry
Одна из главных дрим-поп групп Beach House выпустила за последнее время сразу два альбома — и если Depression Cherry, вышедший в конце августа, ждали давно, то октярьский Thank You Lucky Stars оказался полной неожиданностью. Depression Cherry получился крайне мягким, лишенным каких-либо шероховатостей — альбомом-улыбкой, гипнотизирующим своим расплывчатым звуком. Thank You Lucky Stars, напротив, куда более мрачный и, по словам вокалистки Beach House Виктории Легран, политически заряженный. Thank You Lucky Stars как будто записан в крошечной комнате, Depression Candy — в огромной церкви, но на деле альбомы писались одновременно, и песни к ним были созданы в один период. Тем удивительнее, насколько разными они получились.
Еще задумчивого инди: Deerhunter — Fading Frontier, Majical Cloudz — Are You Alone?
EL VY — Return To The Moon
Новый и достаточно неожиданный проект вокалиста The National Мэтта Бернингера EL VY — коллаборация с лидером Ramona Falls и участником Menomena Брентом Нопфом. Альбом Return To The Moon можно принять за излишне легкомысленный сборник би-сайдов The National, тут почти нет драматических аранжировок со струнными, а песни не вызывают желания немедленно пойти и напиться. Return To The Moon был фактически придуман по электронной почте (Бернингер и Нопф сочиняли песни, находясь в разных городах) и посвящен великой панк-группе The Minutemen, а точнее дружбе ее основателей Ди Буна и Майка Уотта. Мрачноватые тексты Бернингера в непривычных для его голоса синтезаторных аранжировках кажутся чужеродными, а его попытки петь игриво, как в песне Iʼm the Man to Be, — балансирующими на грани нелепости. Но в конечном итоге EL VY от всей этой непривычности воспринимается не как сайд-проект известного вокалиста, а самостоятельное и законченное высказывание. А еще как удачная попытка уйти в сторону от рамок The National, несколько наскучивших своим однообразием.
Еще необычный сайд-проект: SEXWITCH от Наташи Хан из Bat for Lashes
Neon Indian — Vega INTL Night School
Новый альбом проекта Neon Indian Алана Паломо идеальный во всем — от стилистики, звуков и идей до того, как препарирует 80-е и сочетает несочетаемое. Альбом похож на вечеринку, которая никак не может закончиться: сил нет, но прекратить танцевать невозможно. Для этого эффекта Паломо приблизил свой чиллвейв к диско Джорджо Мородера — в итоге музыка Neon indian перестала звучать излишне искусственно и надуманно. Каждую секунду здесь что-то происходит, перегруженный синтетический бас беспрерывно тараторит, песни плавно перетекают одна в другую и растворяются друг в друге, а сам Паломо задумчиво поет о чем-то своем. При этом изобилии Vega INTL Night School не раздражает избыточностью, а все еще продолжает развлекать и к концу пластинки; непонятно как, но Паломо удалось избежать перепродюсированности и сохранить налет андеграунда и порочности.
Еще танцев: Rival Consoles — Howl
Павел Борисов
Рига