МНЕНИЕ: Нужно ли рубль «дробить»?

Деноминация белорусского рубля породила много разговоров о том, нужна ли деноминация в России. Мнения традиционно разделились. Противники считают, что не стоит будоражить общественность и финансовые институты, сторонники, наоборот, полагают, что «обесценивание» российского рубля благотворно скажется на экономическом здоровье нации. Новости ТВК узнали, что думают красноярские эксперты.
Председатель комитета по бюджету и экономической политике Законодательного собрания края Андрей Самохин искренне признался: зачем России деноминация сейчас, он не очень понимает.
– У нас миллионы, что ли? Деноминация нужна, когда большие нули, а нынешние номиналы нормально воспринимаются. Ну будет доллар стоить не 60 рублей, а 6. Вроде, приятно. Но пенсия будет не 7 тыс., а 700, – заявил депутат.
Ещё один депутат краевого парламента Виктор Кардашов, который долгое время был управляющим филиалом ОАО «ТрансКредитБанк» в Красноярске, считает, что для деноминации у федеральных властей нет оснований.
– Это ведь политическое решение. И сейчас, когда рынки до сих пор штормит, это решение станет стрессом для населения и всей экономики в целом. Ведь деноминация – это не просто убрать один-два нуля, это более сложный процесс. Конечно, мы не знаем какие планы у федеральной власти на среднесрочный период, но пока о данной мере конкретно говорить не приходится, – заявил Кардашов.
Руководитель портала «Финансист» Анастасия Потёкина свою первую деноминацию пережила в студенчестве и пока больше не хочет.
– В текущей ситуации не вижу смысла в деноминации. Последняя деноминация в России пришлась как раз на те годы, когда я учила азы экономики в ВУЗе, И уже тогда мне не была до конца понятна первая функция деноминации – стабилизация национальной валюты. Есть в этом определённая доля лукавства: было сто рублей – стало сто копеек техническим методом. И мы тут всем обществом договорились, что теперь у нас валюта укрепилась?
Красноярские бизнесмены также не видят причин проводить деноминацию. Пока, по их мнению, рубль не настолько обесценился, чтобы прибегать к данному механизму.Упрощение расчётов – вторая функция – несомненно более честная, но давайте смотреть правде в глаза. Если проводить оперативную, срочную деноминацию (не растянутую на годы, когда банкноты и монеты обновляются естественным путём – дряхлые уничтожаются, новые – вливаются), то это, в любом случае, дополнительные затраты. А они нужны сейчас казне? – заявила она.
– Тема неактуальна, – уверенно заявил Максим Омельянчук, директор по развитию красноярского агентства недвижимости «Кром». – Вот когда соотношение рубль/доллар будет 100 000/1, тогда тема будет актуальной.
Генеральный директор туроператора «Меридиан» Алёна Чекоданова уверена: Российской Федерации нет необходимости использовать такие инструменты, несмотря на кризис.
– На мой взгляд, деноминация используется как инструмент ЦБ при двух факторах. Первый – это гиперинфляция, следствием которой является девальвация, когда номинал 500 рублей превращается в 5. Но, слава богу, такие кризисные времена в России не насупили и, на мой взгляд, наступят нескоро.
Второй фактор – когда в стране используются миллионы и это крайне неудобно при подсчётах и расчётах – например, как в Белоруссии. У них это вынужданная мера – своеобразный обмен купюр для упрощения расчётов.
Управляющий партнёр MBP Consulting Михаил Пучкин считает, что плюсов у деноминации нет.
– По крайней мере, я таковых не знаю. Это чисто техническая, зачастую вынужденная мера. Идя на такой шаг, государство чётко показывает обществу и бизнесу – период высокой инфляции и экономического спада закончен и начался рост экономики, увеличилась деловая активность, население стало богатеть. У нас таких предпосылок пока нет! Поэтому и поводов для деноминации, я считаю, в России тоже нет.
Также Пучкин приводит несколько минусов деноминации: эффект «чрезмерной доступности» – людям первое время будет казаться, что цены упали за счёт «эффекта округления», который будет всегда в пользу продавца; расходы на замену бумажных денег и монет.
Красноярская творческая интеллигенция оказалась вообще далека от данных рассуждений.
– Будете смеяться, но я не в курсе деноминации... Что это такое? И с кем приключилась беда сия? Действительно, всё это из лексикона каких-то несчастных человеков, а я в этих делах профан полнейший, – заявил художник Василий Слонов.
Сергей Санников