Автомобили или автобусы?

На этой неделе в Красноярск прилетели московские эксперты, чтобы помочь местным властям в развитии маршрутной сети города. Опять в пример все ставили Европу и Москву, но, чтобы поднять автобусный сервис в Сибири, нужно идти на самые непопулярные меры.
Что сделать, чтобы Красноярск стал таким же удобным и комфортным как Париж? По лицам руководителей транспортной отрасли, участвующим в рабочей встрече, становится понятно: работа предстоит большая и, возможно, непосильная.
Ведь в Париже весь транспорт ходит как часы, по проездным билетам и выделенным полосам. У нас в Красноярске тоже ввели транспортные карты, и даже купили первые автобусы с кондиционерами. Но весь французский романтизм обрывает губернаторский реализм.
«Вы показали Париж, а потом сказали, вроде, у нас всё есть: интеллект, деньги мы какие-то расходуем. Убежден, что у нас как раз того, о чём вы рассказали, нет: ни мозгов правильно настроенных, ни денег.
На мой взгляд, мы всё делаем в транспорте неправильно! Мы не имеем, на мой взгляд, базовой политики, не имеем специалистов правильно подготовленных», – Виктор Толоконский, губернатор Красноярского края.
Чтобы элементарно помыть салоны автобусов для комфортного проезда пассажиров – больших мозгов, денег и специалистов не надо. Московские эксперты вызвались помочь Красноярску в этом вопросе.
В столице транспортную реформу начинали с платных парковок.
«Общественный транспорт – это факт – сегодня едет быстрее, чем частные автомобили. Всё это делается не от ненависти к автомобилистам.
Многие улицы Москвы в центре города для ограничения прохождения автомобильного транспорта сузили: из 2-х полос сделали одну. За счёт этого – расширили тротуары.
Эти места стали притягательными для туристов. Конечно, автомобилистам это не нравится», – делится столичным опытом депутат Московской городской Думы Александр Семенников.
В Красноярске тоже, вроде бы, ввели платные парковки, выделили полосы под автобусы, даже тротуары как в Москве всё лето расширяли за счёт всем привычных парковочных карманов.
Но общественный транспорт Красноярска от этих мер мобильнее, удобнее и популярнее не стал. Перевозчики жалуются, что они впустую по пробкам «гоняют городской воздух» – пассажиропоток падает вместе с выручкой.
Директор московского института экономики транспорта Михаил Блинкин делится советом, как автомобилистов пересадить на автобусы:
«Автомобилиста запихнуть в «скотовоз» образца 85 года ни имеют права. Он будет стоять в любой пробке, платить за парковку, но он туда не сядет.
Нужен общественный транспорт другого уровня. Для начала, он должен ехать быстрее, чем мой автомобиль. Придется менять отношение города с перевозчиками, потому что когда у перевозчика конкуренция за пассажира на маршруте – это дурь.
Многие города мира такие вещи постигали кто умом, кто поротой задницей. Потихоньку постигли. Ну и нам придется постичь» – заявляет Михаил Блинкин.
Красноярские власти поступательно делают всё, чтобы развивать городской транспорт по самому мягкому сценарию столичных экспертов.
Мэр Красноярска Эдхам Акбулатов заявляет, что городу нужны новые перевозчики:
«Мы стоим на пороге объявления новых торгов на транспортные маршруты. Победить смогут только те, кто сможет обеспечить качественные услуги, современные автобусы».
А вот депутат городского Совета Александр Коропачинский считает, что так, как в Европе, в Красноярске всё равно не будет.
«Будет у нас как в Барселоне? Или как в Париже? Нет, не будет, потому что у нас нет столько денег, и производительность труда в 2 раза ниже, чем в Европе. Лучше точно может быть, но для этого нужна систематичность, последовательность, комплексность», – заявляет депутат.
Модернизация общественного транспорта уже докатилась до Казани, Хабаровска, Владимира и Белгорода. С этих российских городов специалисты рекомендуют брать пример. Потому что от Европы по развитию транспорта мы отстаём как минимум на 60 лет.
Но любые изменения не пройдут безболезненно: нужно будет сделать выбор между комфортом автолюбителей и пассажиров автобусов. А сейчас с комфортом и тех и других – как с «мозгами и деньгами», которых нет.