Что сделал Фонд Сороса в России
Как «нежелательная организация» спасала российскую науку, образование и культуру
Генеральная прокуратура России признала фонды «Открытое общество» и «Содействие», основанные американским финансистом Джорджем Соросом, «нежелательными организациями». По мнению российских властей, деятельность этих фондов угрожает конституционному строю страны. Почти за 30 лет работы в РФ Сорос вложил около миллиарда долларов в развитие российской науки, образования, культуры, медицины и гражданского общества. «Медуза» рассказывает об основных направлениях работы соросовских организаций в России.
Джордж Сорос — американский инвестиционный банкир, входящий в список 30 самых богатых людей планеты — впервые приехал в Москву в 1987 году. Незадолго до этого отделения его фонда открылись в ЮАР, Венгрии и Китае. Сорос поддерживал интеллектуалов и студентов, спонсировал гуманитарные, культурные и научные проекты. Своей главной миссией Сорос считал смену обществ закрытого типа (в частности, в странах с коммунистическим строем) «открытыми обществами», которые смогут нормально взаимодействовать с западным миром. Он пытался содействовать реформам, которые так и не случились.
Первой организацией, распределявшей деньги Сороса в СССР, стал фонд «Культурная инициатива», его учредили в 1988 году. Экспертный совет фонда, состоявший из советских граждан, рассматривал заявки на предпринимательские, просветительские и другие проекты — и решал, поддерживать ли их деньгами; при этом извлечение прибыли не было необходимым условием финансирования. В фонд поступали тысячи заявок. По инициативе директора программы «Гражданское общество» Глеба Павловского Сорос спонсировал распространение по всей стране компьютеров, ксероксов и факсов.
Через несколько лет «Культурная инициатива» закрылась — Сорос был недоволен тем, как управлялся фонд: по его словам, «открытое общество» строилось закрытым обществом людей с советским менталитетом. Однако на смену «Инициативе» пришел институт «Открытое общество». В 1990-х годах Сорос начал вкладывать в российские проекты существенно больше денег. Главными направлениями на первом этапе оказались наука и образование.
Наука: по 500 долларов ученым и первые научные гранты
Российская наука в начале 1990-х находилась в чудовищном состоянии: ученым буквально не хватало на жизнь, многие — наиболее востребованные — уезжали работать за границу. Советская распределительная система рухнула, научные проекты фактически не финансировались. В этот момент Сорос согласился выделить на помощь российской науке более 100 миллионов долларов.
Деньги распределялись через Международный научный фонд, правление которого возглавил нобелевский лауреат Джеймс Уотсон, открывший структуру ДНК. В 1993 году МНФ выделил примерно 25 тысячам ученых по 500 долларов в качестве единоразовой помощи — по тем временам большие деньги. МНФ предъявлял всего два условия: нужно было работать в теоретической области и иметь не менее трех научных публикаций в рецензируемых журналах за последние пять лет.
Вскоре после этого МНФ объявил, что готов финансировать научные проекты исследовательских групп из стран бывшего СССР. В фонд поступило более 16 тысяч заявок. По словам члена правления фонда, биофизика Валерия Сойфера, этот проект оказался очень важным толчком для всей российской науки — и не только из-за денег: бывшие советские ученые постепенно привыкали к грантовой системе, учились писать заявки.
На деньги Сороса лаборатории закупали оборудование и реактивы, около 120 научных библиотек пополнили свои фонды. Наконец, ученым оплачивали поездки на научные конференции по всему миру — и это тоже было крайне важно для тех, кто только учился взаимодействовать с мировым научным сообществом.
Образование: соросовские профессора, учительские конференции и олимпиады
В 1994 году под руководством того же Валерия Сойфера в России начала работать Международная программа образования в области точных наук. Ее бюджет составил более 100 миллионов долларов. Фонд Сороса в течение 11 лет, начиная с 1994-го, платил ежемесячные стипендии лучшим профессорам, доцентам, аспирантам, студентам и школьным учителям. Профессора, например, получали 500 долларов в месяц, притом что средняя зарплата в России составляла примерно 17 долларов.
Соросовские стипендиаты действительно были лучшими из лучших, благодаря строгим методам отбора, исключающим всякое покровительство. Скажем, чтобы найти лучших школьных учителей, по всей стране опросили 340 тысяч студентов. Право на стипендии получали те, кто набирал определенное количество голосов.
На деньги Сороса в России проводили учительские конференции, в ходе которых учителя встречались с известными профессорами, делились идеями и обсуждали проблемы. Среди учеников проводились олимпиады, программа которых отличалась от государственной. На деньги Сороса переиздали востребованные учителями учебники для средней школы — тираж превысил полмиллиона экземпляров.
Интернет: бесплатный доступ в Сеть для ученых, студентов и врачей
Проект «Интернет» института «Открытое общество» работал в течение пяти лет — с 1996 года. За это время интернет-центры открылись в 33 российских университетах. Фонд оплачивал технику, зарплату специалистов и трафик. На проект потратили 100 миллионов долларов. Любой студент или преподаватель мог прийти и получить бесплатный доступ в интернет — для многих это было первое знакомство с Сетью.
Гражданское общество: поддержка журналистов и некоммерческих организаций
С самого начала «Культурная инициатива» и институт «Открытое общество» поддерживали российские НКО и независимые СМИ. Валерий Сойфер вспоминал, что во время августовского путча, когда едва ли не единственным источником достоверной информации о происходящем в стране стала совсем молодая радиостанция «Эхо Москвы», Сорос распорядился купить для ее журналистов записывающую технику.
Позже поддержка независимых медиа стала систематической. Это касалось и НКО — деньги давали на правозащитные, просветительские и гуманитарные проекты. В 2013 году помощь от фонда получали правозащитные центры «Мемориал», «Агора», «Комитет против пыток» и другие. Многие НКО, получавшие деньги от Сороса, впоследствие были признаны «иностранными агентами».
Культура: «Пушкинская библиотека» и центры современного искусства
«Пушкинская библиотека» — один из так называемых «мегапроектов» института «Открытое общество». Начиная с 1998 года фонд закупал книги для сотен библиотек по всей стране, приглашая местные власти участвовать в проекте. В рамках проекта поддержали «толстые журналы» — «Новый мир», «Звезда», «Знамя» и другие. «Пушкинская библиотека» — один из многих соросовских проектов, которые продолжили работать и после того, как Сорос перестал их финансировать (другой такой проект — благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте», который открылся в Санкт-Петербурге в 1999 году).
Однако работа «Открытого общества» была важна не только «мегапроектами», но и небольшими, не слишком заметными делами: российские музеи и библиотеки часто просили у Сороса деньги на разовые выставки или поддержку сайта. Последним вкладом «Открытого общества» в развитие российской культуры стало восстановление Музея истории коллективизации и дома Павлика Морозова в деревне Герасимовка Свердловской области.