Председатель КС назвал напрасными опасения из-за приоритета российских законов над международными

Председатель российского Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин на встрече с президентом назвал напрасными опасения, что, Россия противопоставила себя Европейскому суду по правам человека (ЕСПЧ), отказавшись выполнять его решения по делу ЮКОСа. Он заявил, что расхождения будут решаться «путем диалога», сообщил «Интерфакс».
«Мы можем сказать, насколько исполнимо это постановление [относительно обязательности КС исполнять решений Страсбургского суда], когда, например, Конституция и основанное на ней законодательство лучше защищают права граждан», – пояснил он и посетовал, что это решение трактуется как отказ от «всего европейского».
В подтверждение своих слов Зорькин сослался на благодарственное письмо генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда. В нем, по словам председателя КС, европейский политик заявил, что понял российское решение и выразил надежду, что взаимодействие Страсбургского суда с Конституционным судом станет двустороннем движением.
«Мы будем поступать не сгоряча, но если, конечно, наступит момент, когда возникнет проблема, мы будем решать ее, в том числе путем диалога. Так что я тут не вижу никакой проблемы, зря беспокоятся люди», – добавил Зорькин.
Он также раскритиковал избирательное отношение ЕСПЧ к российским судебным решениям, заявив, что многие европейские страны выступают против его резолюций, но только России после утверждения приоритета КС «закрыто движение в Страсбург».
Ранее Госдума РФ приняла закон, ставящий решения КС выше резолюций ЕСПЧ. В июле 2015 года Конституционный суд РФ принял постановление, устанавливающее верховенство Конституции РФ над решениями ЕСПЧ. Впоследствии приоритет российского законодательства над международным был учтен при решении вопроса о выплате компенсаций бывшим акционерам ЮКОСа.
В 1996 году Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека, согласно которой в том случае, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».