МНЕНИЕ: Как красноярский бизнес год пережил

Ожиданий было от 2015-ого – мама, не горюй. Санкции, Украина, курс валют как шальной. Кто-то бизнес закрывал, кто-то замораживал, кто-то открывал что-то новое. Последние, наверняка, начитались умных фраз в социальных сетях – мол, кризис – самое время, чтобы сделать прорыв. Но прорывов не видно. Зато все как-то успокоились. И к дорогому доллару привыкли, и про Украину забыли, да и дор-блю с пармезаном стал всё меньше сниться.Руководитель проекта «Шамони» Иван Молтянский считает, что год не простой, но хороший.
– Качественное и премиальное жильё – самые надежные долгосрочные вложения. Именно моменты быстрого роста доллара оказались самыми активными в продажах. Думаю, этот и следующий год – это время очищения рынка. Должны остаться только лидеры, – заявил он.
– Год был тяжёлым: много стрессов, – говорит представитель технического бизнеса Антон Пагурец. По мнению директора ООО «Гранит-Д», в бизнесе ощутилось значительное сокращение объёмов работ, увеличились сроки приемки работ, оплат.
Значительно увеличились задержки поставок, участилось недобросовестное поведение контрагентов, а в целом в обществе активизировались мошенники и аферисты.
–- Текущий кризисный год, безусловно, усилил конкуренцию за место под солнцем и удалил муар со взгляда на происходящее, заставил думать, искать, диверсифицироваться с двойной и даже тройной энергией.
Директор магазина бытовой техники «Бастион» Василий Сумин с улыбкой вспоминает прошлогодний декабрь. За пылесосы, холодильники и телевизоры в прямом смысле дрались.
– Всё просто замечательно! Нет, правда! Крым наш, Сирия почти наша, Аляску скоро заберём! А если серьёзно, то этот год невероятно тяжёлый для нашего бизнеса. Те, кто в этом году не закрылся, закроется в следующем. И только кто переживёт это время, может быть, выдохнет году к 2020, – говорит Сумин.
Меньше всего по ощущениям пострадала сфера развлечений. Свадьбы, юбилеи, вечеринки, фотосессии – всё это пусть и в немного меньших объемах, но продолжает приносить деньги. Фотограф Александр Иванов признаётся: в январе готовился к тяжёлому рабочему году.
– Курс доллара и не самая стабильная ситуация в мире могли преподнести всё, что угодно. Оказалось, всё не так плохо, как могло быть.
Количество клиентов сильно не уменьшилось, просто стали меньше планировать заранее – стало меньше людей, которые ищут фотографа на свадьбу за полгода-год. На обычные фотосессии запись теперь редко, когда дальше чем на 2 недели, – описывает ситуацию он.
Известный красноярский шоумен Александр Белов также называет год тяжёлым.
– Тяжёлый, наверное, как и у всех. Но начался он достаточно оптимистично, однако с середины года был спад, который продолжается и сейчас, несмотря на новогодние праздники. В целом, спад процентов на 20 точно.
Предновогоднее снижение чувствуют и те, кто развлекающихся кормит. Константин Рыбников, управляющий партнёр компании Yar Catering говорит, что много ждал от декабря, но ожидания не оправдались.И самое плохое для нашей сферы – это отсутствие у людей настроения. А для нас это важно.
– Ожидания на летний сезон были хуже, чем то, что случилось. Думали, что люди сильно ужмутся в расходах на свадьбы и праздники. Но нет, в летние месяцы мероприятий было довольно много.
Свадьбы никто отмечать не бросил, денег на них не жалел. Если говорить о корпоративных мероприятиях, то их на протяжении всего года было существенно меньше, чем в 2014 году. А декабрь и вовсе очень сильно просел.
ООО «Герефорд» работает на рынке поставки продовольствия. Генеральный директор компании Сергей Метляев признаётся – несмотря на опасения, 2015 год получился для его бизнеса спокойнее, нежели 2014.
– Отличие 2015 года от предыдущего в том, что сейчас не было такого скачка курса евро/доллар, и, соответственно, резкого роста продукции. Также не было такого массового запрета продукции США и стран ЕС.
К концу 2014 года все контракты на продукты питания, выигранные в середине года, возились либо в ноль, либо в минус.
2015 год для меня прошёл ровнее. Другое дело, что некоторые продукты питания как выросли в прошлом году, так на них цена и не менялась, несмотря на провозглашение курса на импортозамещение.
Например, один и тот же контракт с теми же самыми объёмами фруктов и овощей за год вырос примерно на 30%, – приводит данные Метляев
Представители интеллектуального труда уверены, в кризис можно и нужно расти.
– В январе 2015 ожидания были очень тревожные. И касались они не столько экономики, сколько политики в связи с событиями на Украине. Поскольку моя профессиональная деятельность связана с медиа, то, конечно, было очевидно, что в условиях кризиса и сжимающегося рынка средствам массовой информации придётся тяжело – рекламные и пиар-бюджеты обычно секвестируются первыми.
Отчасти, так и случилось, – рассказывает глава копирайтерского агентства «Твёрдый знак» Данила Юсьма.
– В середине года я покинул должность, на которой работал в найме, и полностью переключился на развитие собственного бизнеса. И здесь мне открылась другая часть предпринимательского сообщества.
В копирайтинге совсем другие клиенты. Это люди, которые пользуются кризисом как возможностью – открывают новые бизнесы, много работают над эффективностью и оттачиванием процессов, активно отъедают рыночную долю у ослабленных кризисом конкурентов. Поэтому я бы не сказал, что в декабре 2015-го я сам подтвердил для себя собственные тревоги начала года.
В бизнесе всё очень по-разному – чтобы в этом убедиться, не обязательно смотреть выступление Чубайса на корпоративе, есть и в гораздо более мелких бизнесах примеры успешного развития вопреки депрессивной экономике.
Причём, эти маленькие победоносные компании никак не связаны с госсектором, а просто много думают головой, работают допоздна и держат нос по ветру. Как говорится, «кризис не в экономике, а в головах».
Сергей Санников