Дата
Автор
Евгений Карасюк
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Где Илоны Маски?» Как миллиардер Лисин поспорил с министром Мантуровым


Приехали: российскую экономику на две трети контролирует государство. Таковы итоги последних десяти лет. Вклад компаний с госучастием и бюджетов всех уровней в ВВП страны за последний год составил 70%, в 2005 году было вдвое меньше. В Штатах доля государства в экономике не превышает трети, и даже Китай позволяет ей на 55% оставаться в частных руках. Конечно, есть другие примеры – скажем, Швеция, экономика которой на 65% государственная. Или Финляндия, где ситуация похожа.

Вот только применима ли скандинавская статистика к России? Чтобы ни у кого в зале не возникло ощущения, будто проблемы не существует, глава совета директоров «Аэрофлота» Кирилл Андросов, модератор дискуссии о российских госкомпаниях на Гайдаровском форуме (проходил на этой неделе в Москве), позволил себе дать пару цифр их эффективности.

У «Лукойла» выручка на сотрудника втрое выше, чем у «Роснефти» (а у американской ExxonMobil и вовсе семикратное преимущество). А еще в государственных учреждениях сотрудники на 64% чаще берут больничные, чем это происходит в частном секторе.

«Впрочем, не могу сказать, как это влияет на производительность», – с серьезным видом произнес Андросов. Почетное право защищать преимущества госэкономики он предоставил сидящим рядом коллегам – главе РЖД Олегу Белозерову и министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову.

В государственных учреждениях сотрудники на 64% чаще берут больничные, чем это происходит в частном секторе

Общее мнение? Контроль государства над экономикой не стоит преувеличивать. Собственно госкомпании – это всего 29% ВВП (хотя на их долю приходится половина индекса РТС и 46% выручки двухсот крупнейших компаний в России). Министр Мантуров порассуждал о решении вопросов занятости, поступлениях в бюджет и даже привел цифру – российские госкомпании ежегодно выплачивают в среднем 200 млрд рублей дивидендов. Андросов, опять же не имея в виду ничего плохого, поспешил вычислить, как цифра соотносится с суммарной выручкой госкомпаний. Доходность не поражала – доли процента.

Зато госкомпании направляют до половины своих расходов на НИОКР, заметил Олег Белозеров. Самой РЖД вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович еще пять лет назад дал лестную характеристику: «соответствует среднему мировому уровню» инновационного развития. При предшественнике Белозерова монополия, напомним, героически расходовала на научные исследования и разработки 0,4% выручки.

Трудно сказать, как далеко зашли бы участники такой дискуссии в своих выводах, не пригласи организаторы форума на сцену еще одного гостя – Владимира Лисина, владельца НЛМК и обладателя состояния $11,6 млрд (прошлогодняя оценка Forbes). Если коротко, представитель частного сектора с предыдущим ораторами был не согласен.

«При такой концентрации [госсобственности] стоит уже подумать о госплане, который будет распределять то, что осталось, – пытался иронизировать Лисин. – А вообще, экономическую теорию не обмануть, – заявил он. – Конкуренция – двигатель прогресса, в том числе и технического. Мы, например, долго обсуждаем, отдавать или нет в частные руки тепловозную тягу. За это время автоконцерны создали автомобиль, который обходится без водителя. А ведь по рельсам вообще вопросов нет: поезд [без машиниста] никуда не денется. Вот он, технический прогресс, который должен быть, и сделать это должен частник».

Владимир Лисин. Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости

Про сравнительную эффективность Лисину и говорить было неловко: «В 2014 году ФГК (Федеральная грузовая компания, принадлежит РЖД. – Republic) получила убыток 3,9 млрд рублей, а в 2015-м, как мы знаем из ваших данных (реплика адресовалась Белозерову. – Republic), планируется минус 8 млрд рублей». У лисинской Первой грузовой компании, по словам владельца, дела обстоят не в пример лучше: 200 млн рублей прибыли за прошлый год. «Вот вам и пример эффективности частного и государственного», – триумфально подытожил бизнесмен под аплодисменты зала.

Казалось, все высказались и можно было расходиться. Но тут помрачневший Денис Мантуров, по-видимому, не сознавая производимого эффекта, стал возражать Лисину.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.