Банк для непростых людей
Что случилось с Внешпромбанком: расследование «Ведомостей»
Центробанк в декабре 2015 года ввел внешнюю администрацию во Внешпромбанке, одном из крупнейших банков России, среди клиентов которого было множество влиятельных людей и госструктур. Президента банка Ларису Маркус арестовали, на выдачу денег вкладчикам наложен мораторий. «Ведомости» 18 января опубликовали подробное расследование о деятельности Внешпромбанка; «Медуза» приводит самые важные факты из него.
Важные клиенты
Внешпромбанком формально владеют 19 юридических и физических лиц, однако главные среди них — Лариса Маркус и ее брат Георгий Беджамов, контролирующие более 8% акций. Также в списке совладельцев есть известный финансист, брат бывшего главы Минздрава Александр Зурабов и сын полярника и бывшего депутата Госдумы Артура Чилингарова Николай.
Практически всеми делами банка управляла Маркус, она же называла себя и свои связи главной причиной того, что VIP-вкладчики хранили в банке 27 миллиардов рублей. Среди этих клиентов — компании «Роснефть», «Роснефтегаз» и «Транснефть», Олимпийский комитет России, связанные с РПЦ структуры, а также чиновники и член правительства. Об этом, не называя имен конкретных вкладчиков, «Ведомости» писали в прошлом расследовании о Внешпромбанке.
Лариса Маркус в советское время работала в Министерстве морского флота, руководящие должности в котором занимал тогда Юрий Зурабов, отец одного из совладельцев банка. Маркус, по словам Александра Зурабова, с его отцом знакома не была. Сама она говорила, что все ее связи — с первого места работы, то есть из Минморфлота.
Красивая отчетность
По бумагам дела у Внешпромбанка шли хорошо, в начале октября 2015 года он занимал 34 место по объему активов среди российских банков. Банк показывал менее 1% проблемных кредитов и получал прибыль даже в условиях кризиса. Такую отчетность один из финансистов, изучавших дела банка, назвал «слишком красивой».
Осенью 2015 года ЦБ провел в банке проверку и заподозрил, что около 10 миллиардов рублей Внешпромбанк выдал техническим компаниям (тем, которые не ведут реальную деятельность). По закону банки должны создавать до 50% резерва под такие кредиты, но у финансовых организаций есть право признать эти компании реальными и иметь только 1% резерва — этим правом и воспользовался ВПБ. ЦБ потребовал доначислить 6 миллиардов рублей резервов, это стало сигналом для крупных компаний к выводу денег; вслед за ними вклады начали забирать влиятельные вкладчики, деньги которых не были обеспечены резервами.
Пропажа денег
После введения внешней администрации стало известно, что со счетов некоторых клиентов списывались миллионы долларов, а на имена ряда вкладчиков оформлялись кредиты. О пропаже значительной суммы со своего счета рассказал «Ведомостям» и совладелец банка Александр Зурабов. «Я со многими из пострадавших поговорил, и у нас нет никакого объяснения случившемуся», — говорит он, предполагая, что Маркус вряд ли планировала какое-то мошенничество с этими деньгами — в противном случае ее давно уже не было бы в стране. Стоит отметить, что брат Маркус Георгий Беджамов, по данным Forbes, находится сейчас в Монако.
Другой совладелец банка Николай Чилингаров считает, что кредиты могли появиться в рамках схемы покупки дорогих активов в интересах госчиновников, у которых невысокий официальный доход. Ни он сам, ни Зурабов оперативной деятельностью банка не занимались.
Спасение за 300 миллиардов
По данным «Ведомостей», у банка серьезные проблемы с ликвидностью. Разрыв между обязательствами и стоимостью активов превышает 200 миллиардов рублей, а на санацию может потребоваться 300 миллиардов. Другой источник издания оценивает финансовую дыру в Внешпромбанке в 240 миллиардов рублей. Зурабов называет эту сумму «немыслимой».
Расследование «Ведомостей» подготовили журналисты Светлана Петрова, Роман Шлейнов, Елена Виноградова, Дарья Борисяк и Наталия Биянова.