Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Первые дни Рутрекера под блокировкой. Дайджест

25 января главный торрент-портал страны Rutracker.org был окончательно заблокирован на территории России.

Вернее, по указанию Роскомнадзора, который получил соответствующее решение Мосгорсуда, отечественные операторы связи стали ограничивать доступ к Рутрекеру для своих клиентов, но, как показала практика, блокировка сайта вовсе не означает, что он потерял пользователей из России.

В настоящее время в реестр запрещенных сайтов без возможности исключения из него внесены 2 записи в отношении крупнейшего российского торрент-ресурса (rutracker.org и www.rutracker.org).

И хотя подводить окончательные итоги эффективности запретительно-ограничительных мер по отношению к Рутрекеру спустя всего несколько дней после блокировки еще рано, первые наблюдения вполне показательны и свидетельствуют о том, что, как минимум, те предсказания со стороны чиновников и других лиц, говоривших, что подавляющее большинство пользователей, столкнувшись с заглушкой на сайте, не будут пытаться искать средства восстановить доступ к информации — не сбылись.

Разные сетевые издания и блогеры наперебой публиковали скрины, показывающие сравнение статистики посещаемости Рутрекера до и после блокировки, некоторые показывали на графиках и такие примечательные реперные точки:

В целом, на текущий момент (утро 28 января) мы видим определенное проседание трафика (по открытой статистике от liveinternet.ru), но как ни считай, больше 20% пользователей Rutracker.org не потерял. А если сравнивать с последними днями прошлого года, то даже и приобрел:

Сам Рутрекер в своем посте показал, что не будет скрывать информацию по статистике посещаемости своего ресурса:

«Очень много вопросов задают о том, насколько эффективно работает блокировка доступа на Рутрекер.

В реестр запрещенных на территории РФ сайтов Рутрекер был внесен вчера, 25 января, и тогда операторы связи стали блокировать доступ пользователям. Большинство операторов связи делают это достаточно быстро, за несколько часов, это подтверждают и наши пользователи.

Оценить посещаемость сайта в реальном времени можно на этой страничке».

Другое дело, что теперь все российские пользователи, кроме тех, чьи интернет-провайдеры до сих пор по каким-то причинам не заблокировали доступ к Рутрекеру, определяются, как посетители с территории других государств, т.к. для вход на торрент-портал используют различного рода инструменты и механизмы восстановления доступа к информации.

Существенным медийным и общественным резонансом стала появившаяся информация о том, администрация Рутрекера убрала возможность у правообладателей и посреднических контор ограничивать доступ к раздачам на своем торрент-портале, опубликовав такое обращение:

Олег Яшин из ассоциации «Русский Щит», которая являлась одним из посредников, имеющих право удалять раздачи по жалобе правообладателей, подтвердил потерю такой возможности:

«На данный момент официально объявлено (и я это подтверждаю) что все CHA-аккаунты без исключений переведены в статус обычного пользователя [под CHA-аккаунтами работали правообладатели — они могли удалять нарушающие их права раздачи]. Удаление по обычной схеме через abuse-отдел пока на «профилактике».

В течении недели будет ясна дальнейшая политика трекера в отношении правообладателей».

Администрация Рутрекера предупреждала об этом в первые же дни, когда пришло известие из Мосгорсуда о вынесенном решении в отношении их портала по «вечной блокировке» в ноябре прошлого года, предоставив нам соответствующий комментарий:

РосКомСвобода: Мы думаем всем было бы интересно узнать, будете ли вы разделегировать права тех учеток правообладателей, которые в настоящее время имеют право самостоятельно блокировать раздачи? И что при этом произойдет с теми раздачами, которые ранее были ими заблокированы?

Рутрекер: Этот вопрос сейчас нами прорабатывается, окончательного решения мы еще не приняли, совершенно очевидно, что многое будет пересмотрено. Посмотрим еще и на тот момент, каким образом данные правообладатели прореагируют (если прореагируют) на ситуацию с решением Мосгорсуда. Мы были открыты для поиска компромисса, но сейчас мы почувствовали необоснованное преследование юридическими формами (широкими по толкованию) по отношению и к нам и к миллионам пользователей нашего портала. Скажем так: определенно ряд личностей, представителей тех или иных контор или правообладателей скоро не смогут резать раздачи у нас, мы лишим их этой возможности, как симметричный ответ. Насчет восстановления ранее закрытых раздач, мы также еще не приняли окончательного решения, но всё идет к тому, что мы готовы это сделать в случае нашей блокировки.

В СМИ стали появляться и первые аналитические статьи, посвященные ситуации вокруг запрещения Рутрекера.

Обозреватель «Новой газеты» Алексей Поликовский сравнил блокировку крупнейшего торрент-трекера с мощнейшим ударом по культурному развитию наших граждан и общественному сопротивлению такому репрессивному государственному воздействию на них:

«На моих глазах тысячи людей обходили блокировку и таким образом отвергали дикое, ущербное, варварское решение суда и Роскомнадзора. Это решение отсекало людей от книг, от журналов, от фильмов, от архивных изданий, от записей спортивных состязаний, от учебников иностранных языков, от научных работ по математике и физике, от гуманитарных исследований и философии, так, же как от справочников по ремонту автомобилей, мультсериалов и документальных фильмов. Все то, что годами накапливалось на Рутрекере — это и есть человеческая культура в ее прекрасном многообразии, и от этой культуры людей отрезали блокировкой.

Это была сетевая кампания гражданского неповиновения в Сети, кампания, в которой люди просто отказывались исполнять идиотское решение власти, кампания, которая так легко и просто самоорганизуется в интернете и так трудно возникает в реальной жизни.

Рутрекер дает доступ к тысячам выдающихся произведений человеческой мысли, но он и сам является выдающимся произведением человеческого ума, бескорыстия, терпения и идеализма. Рутрекер создан не его хозяевами, они всего лишь дали сетевую площадку, разметили место, расставили виртуальные полки и столы. Он создан тысячами людей, которые сканировали книги, оцифровывали музыку, выкладывали в Сеть все эти сокровища и терпеливо поддерживали раздачи, держа свои компьютеры в интернете по 24 часа в сутки. В то время, как в стране происходил беспрерывный большой распил, в то время, как всем известные персонажи крали заводы и вывозили деньги в Лондон, в то время, когда бандиты устраивали кошмарную Кущевку, а власть ничего об этом не хотела знать, на Рутрекере сетевые муравьи упорно строили свой прекрасный мир полутора миллионов свободных раздач, где на расстоянии двух кликов от каждого из нас оказываются Сократ и Феллини, Чаадаев и Пеле, Гершензон и Будда, Толстой и Дисней.

В той России, которая будет, когда развеется морок, Рутрекер получит грант от правительства России как крупнейшее русское культурное учреждение в Сети».

Появились в СМИ и первые интервью с представителями Рутрекера.

«Известия» нашли основателя портала Torrents.ru, Егора Минина, который был предтечей Рутрекера и взяли у него комментарии по истории появления крупнейшего торрент-индексатора.

«У меня было хорошее доменное имя и был человек, который использовал подходящий движок. И я решил так, пусть [всё это] вместе будет развиваться, — рассказывает «Известиям» Минин. — Я предложил ему этим доменным именем пользоваться. Скооперировались. Это был программист, который до сих пор занимается этим сайтом. Его зовут Дмитрий. Он уже 10 лет занимается поддержкой RuTracker. […] Я не владелец RuTracker. Я был владельцем домена torrents.ru. Когда к нему были претензии, я безвозмездно передал его компании, которая сейчас занимается трекером. Там программист, администраторы и всё. А дальше у них заблокировали домен, и они переехали на RuTracker. Я в сообществе сижу и не занимаюсь сайтом».

В беседе с порталом TJ один из действующих админов торрент-портала рассказал, что их доходы не так велики, как все думают, и владельцы Рутрекера больше сконцентрированы на развитии самого сообщества для поддержания огромнейшей картотеки контента, в том числе редкого и уникального:

«На самом деле, слухи о супердоходах трекеров сильно преувеличены. Реклама на таких ресурсах стоит очень дёшево, а других источников у нас нет. В десятки, если не в сотни раз меньше, чем ресурсы рунета, аналогичные по посещаемости. […] RuTracker — это библиотека, которую наполняют сотни тысяч людей. Было бы неверно приписывать себе заслуги по её созданию. Мы её фактически всего лишь поддерживаем да следим за порядком. Нас ещё часто выставляют как идеологов борьбы против копирайта — это вообще не так. А некоторые так называемые «правообладатели» считают, что кто-то целенаправленно крадёт и выкладывает их раздачи. Ближайший наш аналог — «Википедия». Это создание и поддержка библиотеки контента, только там — статьи, а тут — контент».

В интервью порталу Colta.ru, представитель Рутрекера заявил, что у них нет целей борьбы с государством, но требования правообладателей превышают их технические возможности по отслеживанию нелегального контента:

— «Рутрекер» всегда проявлял гибкость в отношениях с правообладателями — отдельный контент удалялся по их требованиям. Что помешало достичь компромисса на этот раз?

— Проблема в том, что мы всегда удаляли те раздачи, на которые получали прямые ссылки. Однако с принятием нового закона правообладатели, увидев, что получили поддержку от законодателей, стали требовать от нас невозможного — самим заниматься поиском и фильтрацией контента. То есть если раньше общение с правообладателями (да и с Роскомнадзором, и с Мосгорсудом) строилось по принципу «вот вам ссылка, удалите», то потом их позиция изменилась на «вот автор (или его песня), найдите и удалите все ссылки и сделайте так, чтобы они больше не появлялись». Это сделать технически нереально, это нужны сотни человек, чтобы фильтровать весь контент. Википедия — общественная энциклопедия, а «Рутрекер» — общественная библиотека.

— Вы вообще-то теперь уже боретесь с государственной инстанцией. Не страшно?

— Мы не боремся ни с какой инстанцией. С ними борется Роскомсвобода, подает иски, участвует в судебных процессах. Все требования госорганов мы всегда выполняли. Здесь дело в том, что правообладатели в 99% случаев требуют удалить свежий контент, который им финансово интересен. А мы как раз позиционируем себя как библиотеку того контента, который не интересует правообладателей с финансовой точки зрения. Именно поэтому на «Рутрекере» никогда не было новинок — их закрывали правообладатели.

— Вы чувствуете, что боретесь за правое дело?

— Как я уже говорил — мы не боремся, но то, чем мы занимаемся, крайне важно. На «Рутрекере» есть сотни тысяч уникальных материалов, которые нигде, кроме «Рутрекера», скачать невозможно. Ни в Ленинской библиотеке, ни в Госфильмофонде, нигде. Естественно, мы стараемся сохранить это.

— Под вашим началом целая армия пользователей. Вы чувствуете себя ее полководцами? Куда еще вы могли бы ее повести?

— Ошибочное мнение: ни один библиотекарь не считает своих читателей «армией», которую он способен куда-то повести.

— Недавно выяснилось, что советник президента Герман Клименко стоит за торрент-сайтом. У вас есть высокопоставленные покровители?

— Конечно, есть. 14 миллионов пользователей — хочется надеяться, что это достаточно весомый аргумент.

— Много ли новых забот появилось у вашей команды после блокировки сайта?

— Интересное совпадение, но с того момента, как было объявлено, что «Рутрекер» будет заблокирован, мы практически непрерывно находимся под DDoS-атакой. Естественно, что все силы были брошены на ее отражение.

Свое мнение высказал и вышеупомянутый советник Президента РФ по вопросам интернете Герман Клименко. В интервью Фонтанка.Офис он заявил, что на простом блокировании Рутрекера борьба государства с торрентами не закончится. При этом, сам он считает эту борьбу несвоевременной, но и за данный торрент-портал заступаться не готов, хотя недавно сам был владельцем другого торрент-трекера:

«Вся эта история очень грустная, потому что никто не победил. Сам по себе подход к вечной блокировке технологически был неграмотно реализован. Как в армии, не отдавай приказы, если они не могут быть исполнены, потому что иначе потеряешь авторитет. Надо понимать, что, пока государство добивается своих целей, на радость той стороны «Рутрекер» заявил, что перестает сотрудничать с правообладателями. Мне кажется, что это плохой подход. Они выбивают почву из-под тех, кто пытается их защищать. Существуют доводы как в пользу правообладателей, так и позиция достаточно квалифицированных людей, которые говорят, что нужно искать точки соприкосновения. На радостных криках о победе дискуссия просто прекращается. Но следующим шагом государство, скорее всего, внесет поправки в закон и будет добиваться нормальной блокировки, чтобы это было не так просто обойти, и технически это, наверное, решаемо».

Руководитель общественной организации «РосКомСвобода» рассказал Фонтанка.Офис, почему «пожизненная блокировка» популярного торрент-трекера привела к просадке трафика лишь на 5℅. Есть ли государства шансы блокировать такие сервисы действительно навсегда? Также Козлюк подробно прокомментировал решение владельцев трекера отныне и впредь не считаться с требованиями правообладателей:

Один из основателей «Общества защиты интернета» Сергей Бойко, сообщил на своей личной странице в Facebook о том, что Роскомнадзор озабочен работоспособностью Рутрекера, несмотря на его блокировку на территории России:

Тем не менее, руководитель пресс-службы Роскомнадзора, Вадим Ампелонский в эфире РБК ТВ заявил, что инструменты обхода блокировок сайтов не противозаконны и ведомство относится спокойно к тому, что пользователи используют VPN, прокси-серверы, анонимайзеры и т.д.:

Рутрекер также активно пришел в социальные сети, ранее начав вести свой твиттер-канал, а теперь открыв и свои официальные паблики в Facebook и ВКонтакте.

А количество пользователей данного торрент-трекера приближается к отметке 15 млн.человек:

Мы продолжаем следить за данной ситуацией с ограничением доступа к крупнейшему российскому торрент-индексатору и его жизни после приговора к «вечной блокировке». А также продолжаем судебное обжалование таких, на наш взгляд, неправомерных действий отечественных госорганов, нарушающих права пользователей и авторов.

_____