Дата
Автор
Андрей Козенко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Ликвидация «Агоры»

Андрей Козенко вспоминает самые громкие дела правозащитной организации

Фото: Зураб Джавахадзе / ТАСС / Scanpix

В среду, 10 февраля, Верховный суд Татарстана по инициативе Минюста РФ ликвидировал межрегиональную юридическую ассоциацию «Агора». Это первый в России случай принудительного закрытия правозащитной организации. Суд решил, что «Агора», признанная «иностранным агентом», активно занималась политической деятельностью — и тем самым нарушала закон. Адвокаты будут обжаловать это решение в Верховном суде РФ. Журналист «Медузы» Андрей Козенко рассказывает про самые яркие дела, которыми занимались юристы «Агоры».

Ассоциация была создана еще в 2005 году в Казани в результате слияния нескольких правозащитных организаций. В Москве о ней всерьез заговорили к 2011 году: адвокаты «Агоры» одними из первых начали бесплатно защищать людей, получавших административные наказания за задержания на митингах. Редкий случай в российской практике: созданная за пределами Москвы правозащитная ассоциация постепенно становилась крайне влиятельной на российском уровне.

Но адвокаты «Агоры» к тому времени имели опыт работы в сложных делах. Еще в 2007 году они вступили в громкое дело об избиении экологов неонацистами в Ангарске. Тогда во время нападения на лагерь зеленых погиб один из экологов — Илья Бородаенко. Дело тянулось довольно долго, приостанавливалось. Однако в 2011-м был вынесен обвинительный приговор. Один из нападавших — Евгений Панов по прозвищу «Бумер» — по совокупности с другими делами получил 18 лет колонии. Четверым из двадцати неонацистов дали по восемь лет лишения свободы, остальные отделались условными сроками.

Первое по-настоящему серьезное дело «Агоры» — убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой в январе 2009 года. Юристы «Агоры» представляли интересы потерпевших. И с их участием признанный виновным в убийстве неонацист Никита Тихонов получил пожизненный срок, а его гражданская жена и сообщница Евгения Хасис была приговорена к 18 годам лишения свободы.

Позже «Агора» вступила в дело БОРНа — «Боевой организации русских националистов», выступая на стороне потерпевших и их родственников. Участники банды были приговорены, в том числе, к пожизненному заключению. В 2015-м, и тоже с участием адвокатов «Агоры», Тихонов к пожизненному сроку получил дополнительные 18 лет за участие в БОРНе. В том же году состоялся процесс над Ильей Горячевым, которого суд признал одним из создателей и идеологом банды; это закончилось для него пожизненным лишением свободы.

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ Идеолог группировки БОРН Илья Горячев

К тому времени «Агора» стала уже развитой сетевой структурой — 40 ее юристов работали в 35 регионах страны. Адвокаты активно брались за дела, в которых был очевидный политический подтекст, и за дела, вызывавшие очевидный общественный резонанс. Кроме того, организация всегда умела грамотно и хорошо работать с журналистами, а руководитель «Агоры» Павел Чиков оказался одним из самых востребованных экспертов по правозащитной тематике.

«Агора» очень была нужна людям, далеким от юриспруденции. Это стало окончательно ясно после нашумевшего дела музыкального критика Артемия Троицкого. 10 ноября 2010 года — в День милиции — он вышел на сцену во время концерта группы ДДТ и объявил, что «самым поганым ментом в России» он признает сотрудника 3-го спецбатальона ГИБДД Николая Хованского. Этот полицейский первым прибыл на место резонансного ДТП на Ленинском проспекте, когда в аварии с «Мерседесом» вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова погибли две женщины — Вера Сидельникова и Ольга Александрина. Они и были признаны виновными в автокатастрофе.

В концертном зале находилась дочь Хованского, и ее отец обратился в суд. Гражданское дело о защите чести и достоинства он выиграл — Троицкий просто не понимал, как защищаться. Однако когда Хованский обратился в уголовный суд, обвиняя Троицкого в оскорблении и экстремизме, в дело вступила адвокат «Агоры» Ирина Хрунова и добилась полного оправдания музыкального критика.

Адвокаты «Агоры» на разных стадиях процесса участвовали в «болотном деле». Среди их подзащитных были Алексей Гаскаров, Андрей Барабанов, Денис Луцкевич, Артем Савелов и Алексей Полихович. Все они получили тюремные сроки.

При участии адвокатов «Агоры» расследовалось дело об избиении журналиста Олега Кашина. В этом случае «Агора» вступила в дело довольно поздно, и ее работа сводилась к тому, чтобы подталкивать следствие. Благодаря адвокатам стало известно, что к делу об избиении Кашина может быть причастен знакомый губернатора Псковской области Андрея Турчака, бизнесмен Александр Горбунов. Его в 2015 году арестовали, но потом отпустили под подписку о невыезде.

После того, как участницы группы Pussy Riot получили легендарную «двушечку», их защитой также занялись адвокаты «Агоры». Они писали кассационные жалобы и заявление в Европейский суд по правам человека (эта жалоба коммуницирована, но еще не рассматривалась).

«Агора» всегда интересовалась политическими делами, но занималась не только ими. К примеру, защищала обвиняемых по делу о крушении самолета Falcon при взлете в аэропорту Внуково. Тогда погибли четыре гражданина Франции, в том числе президент нефтяной компании Total Кристоф де Маржери.

Еще одно не политическое, но известное всей стране дело «Агоры» — о пытках в казанском отделении полиции «Дальний». Одного из потерпевших местные полицейские изнасиловали бутылкой из-под шампанского. Были и другие издевательства — над другими людьми, их защищали юристы «Агоры». Отдел был расформирован, пытавшие людей полицейские получили от шести до 13 лет лишения свободы.

Постепенно «Агора» приучила публику к тому, что резонансные дела без ее адвокатов не обходятся. Совсем недавно юристы ассоциации Дмитрий Динзе и Ольга Чадвар защищали обвиняемых в терроризме режиссера Олега Сенцова (20 лет лишения свободы) и антифашиста Александра Кольченко (10 лет). С участием адвоката Динзе будет проходить суд над обвиняемым в вандализме художником Петром Павленским.

Фото: Сергей Пивоваров / РИА Новости / Scanpix Адвокат Дмитрий Динзе (слева) и кинорежиссер Олег Сенцов (в центре)

Наконец, адвокат «Агоры» Дамир Гайнутдинов спас от запрета группу «Кровосток» — ярославский суд пытался признать ее творчество экстремизмом с элементами порнографии.

«Агора» — одна из первых организаций в России, признанных «иностранным агентом» — за получение грантов из-за рубежа. Правозащитники в ответ на это решение отказались от иностранного финансирования и потребовали исключения из реестра. Это им не помогло. В удовлетворенном судом Татарстана иске Минюста говорится, что «Агора» нарушила требования к закону о некоммерческих организациях: будучи «иностранным агентом», она «продолжала влиять на общественное мнение».

В самой правозащитной организации решение прокомментировали очень спокойно. «За все время деятельности ассоциация занималась социально значимой и общеполезной деятельностью, находилась под постоянным надзором со стороны контролирующих органов, которые не выявили каких-либо существенных неустранимых нарушений в ее деятельности», — заметил в беседе с «Медузой» адвокат Рамиль Ахметгалиев.

К такому решению суда в «Агоре» явно были готовы — юристы, входившие в ассоциацию, намерены спокойно продолжать работу. «Я полгода уже не являюсь руководителем организации, в ней остался один штатный сотрудник. Она фактически давно законсервирована, — отреагировал на решение суда один из создателей „Агоры“ Павел Чиков. — Так что Минюст в прямом смысле воюет с призраком. Даже не так: это была баржа, набитая порохом, которую мы подогнали к линии фронта. Чуваки по ней с дуру и жахнули. Признайтесь, вы же не думаете, что, имея за плечами 15 лет правового сопротивления властям, юристы „Агоры“ не научились просчитывать их действия на несколько шагов вперед?»

Тем не менее, свой запрет «Агора» будет обжаловать в Верховном суде РФ.

Андрей Козенко

Москва