Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Слева направо

Губернатор Андрей Турчак получил орден РПЦ «за укрепление веры православной»

Накануне Турчаку, несправедливо обойдённому высокими наградами, был вручён орден преподобного Серафима Саровского третьей степени. Важность и сакральность самой награды подтверждается хотя бы тем, что её кавалерами являются Владимир Якунин, Сергей Чемезов, Дмитрий Фирташ, Сергей Степашин и другие честные добрые люди.

Грудь псковского губернатора пригодна для ордена с любой стороны. Фото: pskov.ru

С наградами и признанием у Андрея Турчака почему-то не задалось, несмотря на такую успешную центростремительную карьеру. Ну что такое, в самом деле, к 40 годам для серьёзного государственного мужа пара медалек к юбилеям Санкт-Петербурга и Федеральной службы судебных приставов да значок «За содействие МВД». Хотя нет, был ещё орден «Во славу России» (не путать с «Во имя России», его носит глава Пскова Иван Цецерский), и как-то всё.

Вот подчинённого Турчака – вице-губернатора Максима Жаворонкова – в 2012 году Совет заслуженных деятелей России удостоил звания «Человек года России» в номинации «Руководитель года» с вручением золотого фрачного ордена (в отдельных случаях носится «на водолазку»). Тот же Жаворонков с другим героем нашего времени, руководителем регионального избиркома Николаем Цветковым, включен в «Книгу почёта и чести России». Николай Юрьевич, столь успешно проведший все последние выборы, – и вовсе счастливый обладатель золотого ордена с золотым же оружием.

Андрей Турчак в 2012-м получил только орден святого священномученика Иоанна Рижского третьей степени, что в 2016 году выглядит уже не так уж и патриотично. Другое дело – орден от Русской православной церкви, переданный патриархом через митрополита.

Но почему-то всё в этом вручении было как-то не так, и лицо губернатора при вручении изображало то ли христианскую покорность, то ли чиновничью скуку, и вручение награды к очередному церковному празднику выглядело традиционно коряво и даже глумливо, хотя нет сомнений, что православный губернатор Псковской области уже давно намолил на орден. Но вот почему-то патриарх награду Турчаку вручать не стал (этот орден лицам уровня губернатора и выше Кирилл, как правило, раздаёт лично), а пафосное награждение в свете очередных (не подтверждённых пока) слухов о грядущей отставке выглядело очередным забавным знаком.

Ну а потом случился и вовсе казус: дело в том, что орден преподобного Серафима Саровского носится на левой стороне груди, а вот кто-то из помощников митрополита Псковского и Порховского Евсевия нацепил его Андрею Турчаку на правый бок под дружное одобрение и улыбки клириков. Владыка, дирижировавший процессом, тоже возмущения не выказал: Евсевий исполнил полномочия главы Пскова и радостно вручил губернатору букет, несмотря на то что Иван Цецерский стоял рядом и вроде бы ничем не был занят.

Губернатора о том, где должен висеть орден, видимо, не проинформировали.

15 февраля 2016 г. Псковско-печорская делегация на богослужении в честь Сретения Господня в Печорском монастыре. Фото: pskovgorod.ru

«Всё это [церковно-общественная деятельность] наполняет нашу область и делает жителей Псковской земли счастливыми и благодарными, - возвестил митрополит, обращаясь к Турчаку. – Я уже не говорю о многих делах нашего губернатора, которыми он содействовал в нашем духовно-нравственном возрождении и общества, наших храмов и монастырей».

Вспомнились не менее смелые слова патриарха Кирилла, обращённые к президенту страны: «Как патриарх, который призван говорить правду, не обращая внимания ни на политическую конъюнктуру, ни на политические акценты, не могу не сказать о том, что огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории сыграли лично вы, Владимир Владимирович».

Митрополит Евсевий – человек тоже уважаемый, с 2014 года – почётный гражданин Пскова. Тогда, правда, с присвоением звания тоже шутка случилась: при голосовании на специальной комиссии настоятель храма Александра Невского отец Олег Тэор обошёл своего непосредственного начальника и перед основным голосованием на всякий случай снял свою кандидатуру. «Владыка Евсевий более 20 лет возглавляет псковскую кафедру. Своей праведной жизнью он снискал уважение среди людей. …Мою кандидатуру на присвоение звания в этом году прошу не рассматривать, а рассматривать в следующем году», - попросил Тэор, вроде как не сомневаясь, что его выдвинут и в следующем году.

В 2015-м Тэора выдвинули на получение звания «Почётный гражданин Пскова», и он получил его. А в конце года к Дню ангела отец Олег Тэор из рук Евсевия тоже получил орден преподобного Серафима Саровского. Тэор, запомнившийся кому-то своим служением в Чечне, а кому-то – словами «Ну, ты делай, как владыка сказал».

С тех времён, как Дом причта был «отжат» и принадлежит епархии, утекло много времени: в Псковском государственном университете появилась кафедра богословия, в Порхове – воскресная школа, а прокурор Псковской области начал рекомендовать заниматься профилактикой правонарушений с помощью Евангелия. Время для псковского православия действительно не прошло даром.

Впрочем, дело не в этом, дело, конечно, в служении вере. В этот раз в Печоры засвидетельствовать своё почтение к вере с Андреем Турчаком из администрации области прибыл вице-губернатор Сергей Перников (из заметного – награждён премией «International Synergy Award» за вклад в развитие экономики в условиях кризиса в один год с Вячеславом Гайзером). Зато на фоне монастыря рядом с носителем ордена преподобного Серафима Саровского и насельниками Псково-Печерского монастыря решили сфотографироваться, например, глава администрации Печорского района Юрий Конченко, тот самый, в отношении которого в августе в 2015 года было возбуждено уголовное дело. По версии следствия, осенью 2013 года в рамках реализации международного проекта «Безопасный путь» администрация заплатила 5 миллионов рублей одному из подрядчиков за фактически не выполненные работы.

Или вот Дмитрий Месхиев, которого питерские коллеги обвиняют в многоходовой комбинации с подставными фирмами и документами. Или экс-председатель комитета по культуре Александр Голышев, которого во время его руководства ведомством общественники разве что не распяли за попустительство по отношению к памятникам и странные коррупционные истории, типа Изборска.

Хотя кто знает, по каким критериям подбирается состав участников.