Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

РАЭК: «налог на Google» спровоцирует рост цен на электронные услуги

Напомним, что депутат Луговой явился одним из инициаторов таких резонансных и уже действующих законов, как «о политической цензуре»/«о генпрокурорских блокировках» (398-ФЗ) и «о блогерах и организаторах распространения информации» (97-ФЗ).

В настоящий момент данная позиция РАЭК удалена с их официального сайта, тем не менее, первоначальный текст нам удалось сохранить, приводим его в полном объеме:

Официальная позиция по законопроекту №962487-6 (Налог на зарубежные IT-компании)

Ассоциация электронных коммуникаций (НП “РАЭК”) и эксперты Кластера “РАЭК / Электронная коммерция”, объединяющего игроков рынка электронной коммерции, работающих в России, а также Комиссии РАЭК по правовым вопросам, рассмотрели проект Федерального закона №962487-6, который на этой неделе был одобрен профильным комитетом Государственной Думы Российской Федерации.

Суть законопроекта

Вслед за странами Европейского союза, Южной Кореей, Японией Российская Федерация планирует ввести специальные правила косвенного налогообложения электронных услуг. При этом под правила подпадают пракитчески любые услуги, оказываемые через сеть Интернет или иную аналогичную сеть в автоматизированном режиме. Согласно законопроекту, место реализации электронных услуг будет определяться в зависимости от местонахождения покупателя. Представленная версия законопроекта также предусматривает отмену освобождения от НДС при реализации прав на программное обеспечение и базы данных на основании лицензионного договора для российских компаний.

В качестве компенсационной меры российским компаниям, оказывающим электронные услуги иностранным покупателям, предлагается предоставить право принимать к вычету суммы НДС, предъявленные поставщиками по расходам, связанным с такими услугами. Кроме того, компании смогут признавать расходы, относящиеся к доходам от передачи прав, расходами для целей налога на прибыль в размере, превышающем фактические расходы.

По итогам рассмотрения РАЭК заключает, что, по мнению наших экспертов, законопроект в предлагаемой редакции не решает задач, обозначенных авторами законопроекта — установление равных условий для компаний на рынке.

Возможные риски:

  1. Выстраивается очень сложная конструкция в виде кабинета налогоплательщика для иностранных лиц, с требованиями обязательной регистрации, использования электронной подписи, открытия счета в банке — действия, невозможные для иностранных юридических лиц при текущем законодательстве. Эксперты считают, чтоконтроливать добросовестность иностранных налогоплательщиков представляется нетривиальной задачей, равно как и адаптация налоговой системы РФ под новые требования администрирования (например, такие задачи, как выдача электронной подписи иностранному юридическому лицу, без которой невозможен прием деклараций по НДС).
  2. Несмотря на то, что, согласно формулировкам законопроекта НДС распространяется на очень широкий круг товаров и услуг, даже на те, которые не облагаются НДС при текущем законодательстве (контент, хостинг , лицензии ПО, интернет-рекламу, торговые площадки, IaaS, CDN, поисковые сервисы и метапоисковики, online travel agency), экономический эффект представляется явно завышеным. Большая часть иностранных компаний работает в России через дочерние компании и представительства, или партнеров (в том числе международные рекламные сервисы).
  3. РАЭК и другие представители индустрии неоднократно обращали внимание на неравное положение ИТ-компаний в зависимости от типа ПО, которое они производят, так и на отсутствие в российском законодательстве специального режима налогообложения по доходам от интеллектуальной собственности, присутствующим в законодательстве США, ЕС, Китая. Однако, законопроект окончательно отменяет льготу по НДС на лицензирование ПО в любом виде. При этом Правительство РФ не поддерживает так называемые компенсационные меры, указанные в законопроекте. Стоит отметить, что большая часть издержек у ИТ-компаний приходится на фонд оплаты труда, и суммы возврата НДС у них незначительные, а многие не являются плательщиками НДС вовсе.
  4. Возможность принимать экспортный НДС в зачет для экспортеров ПО — правильный шаг, о котором говорится, в том числе, в предложениях по программе развития ИРИ/РАЭК. Остается вопросом, каким образом компании будут получать подтверждение при продаже физическим лицам: в большинстве случаев на руках у продавца будет только IP-адрес покупателя и билинговая информация. Непонятно, будет ли этого достаточно для подтверждения.
  5. Если речь идет о доходах от лицензирования, то принимать в расходы можно только то, что относится непосредственно к этой деятельности, то есть ведут раздельный учет. В целом механизм кажется очень сложным для применения малому и среднему бизнесу, в особенности использующему специальные налоговые режимы. Для стартапов подобная мера и вовсе неприменима (как правило, они не прибыльны первые несколько лет работы). При этом для получения льготы необходимо, чтобы компания состояла в реестре Минкомсвязи, состояние и критерии попадания в который не раз становились объектом критики со стороны отрасли.
  6. Иностранная организация, которая продаёт ПО в Россию, не может получить по НДС возмещение, он же налоговый вычет. Даже если это ПО российской разработки, на российский софт, продающийся через магазин приложений, НДС будет фактически начислено два раза, если местом реализации будет все равно признана РФ. Таким образом, разработчики мобильных приложений и игр оказываются в заведомо проигрышном положении, что может привести к еще большему оттоку подобных компаний в другие юрисдикции.
  7. Необходимо отметить, что тенденцией последних лет в мире стал не только пересмотр правил налогообложения электронных услуг (в частности в ЕС), но и полный отказ от подобных мер в рамках международных торговых соглашений. Ярким примером является соглашение о Транстихоокеанскоv партнёрстве

Выводы:

По мнению экспертов РАЭК, принятие данного законопроекта приведет к повышению налоговой нагрузки на отечественные компании, что приведет к перекладыванию издержек на потребителей и массовому росту цен на рынке электронных услуг.

При этом РАЭК, Кластер “РАЭК / Электронная коммерция” и Комиссия РАЭК по правовым вопросам готовы оказывать экспертную и отраслевую поддержку при переработке и обсуждении текста такого законопроекта в целях повышения конкурентноспособности российской интернет-отрасли.

Приложение: выдержка из отрицательного отзыва правительства в части предлагаемых компенсационных мер российским компаниям

Согласно действующим нормам главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса вычеты этого налога применяются только при осуществлении операций, являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Принятие предложения об установлении права на вычет сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), используемым российскими налогоплательщиками при оказании иностранным лицам электронных услуг, не являющихся объектом налогообложения в Российской Федерации, создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов налогоплательщиками, осуществляющими другие виды деятельности, местом реализации которых территория Российской Федерации не признается, а также операции, не являющиеся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании пункта 2 статьи 146 Кодекса. Кроме того, из содержания норм статей 78 и 174 Кодекса (в редакции законопроекта) не представляется возможным определить, каким образом осуществляется возврат сумм излишне уплаченного налога иностранным организациям — налогоплательщикам (налоговым агентам), указанным в пункте 3 статьи 174 Кодекса (в редакции законопроекта), в случае отсутствия у них счета, открытого в российском банке. Что касается особенностей определения расходов при получении доходов от предоставления прав на основании лицензионного договора на использование программ для электронных вычислительных машин и баз данных, предусматривающих признание данных расходов для целей налогообложения прибыли организаций в размере, превышающем сумму фактических затрат, то реализация предлагаемых изменений приведет к потерям бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, прежде всего скажется на доходах бюджетов субъектов Российской Федерации и приведет к необходимости их компенсации из федерального бюджета.

Отчет EY для РАЭК (PDF, 826.31 КБ)

_____