Инновации цензуры: прокуроры Татарстана автоматизировали поиск запретных материалов в Сети
Прокуратура Татарстана совершила сетевой «прорыв» в сфере отслеживания небезопасного с точки зрения российского законодательства контента в интернете. Прокуроры оперативно успели продемонстрировать все прелести разработанной в республике системы на примере доступа к порталу Rutracker, так возмутившего недавно премьер-министра Российской Федерации Дмитрию Медведеву, который проверил доступ через личный iPad, после чего устроил небольшой нагоняй Министру связи Николаю Никифорову.
По инициативе Прокуратуры Республики Татарстан «в целях автоматизированного выявления запрещенного интернет-контента» специалистами в сфере информационных технологий разработан и внедрен в работу уникальный информационно-аналитический комплекс «Система противодействия правонарушениям в Интернете ICM» (Illegal Content Manager). Система позволяет в автоматизированном режиме выявлять интернет-ресурсы с возможными признаками распространения запрещенной информации о наркотиках, экстремизме, суициде, детской порнографии, азартных играх, фальсифицированном алкоголе, незаконной реализации лекарств и поддельных документов.
Проверка доступности к запрещённому Роскомнадзором в России Rutracker’у показала, что доступ к сайту не ограничивают 99 российских провайдеров. При этом доступность ресурса в Москве составляет 18%, в Приморском крае – 25%, в Ставропольском крае – 20%, Белогородской области – 14%, Республике Карачаево-Черкесия – 23%, Республике Бурятии и Тамбовской области – 13%.
В конце прошлого года мы писали о внедрении прокуратурой Татарстана системы по поиску правонарушений в интернете, к использованию которой привлекали даже детей. Так что, возможно, последним, а может даже единственным, кто увидит рекламу запрещённых веществ или фривольный контент, станет чей-то бдительный отпрыск совсем юного возраста.
Ещё одно интересное ноу-хау татарстанской сетевой инициативы — это передача права блокировки сайтов, где распространяются наркотики, местным властям, то есть запрещённые сайты будут вносить в реестр на местах. По словам заместителя генерального прокурора, определенные продвижения в этом вопросе есть, согласен идти на уступки и сам Роскомнадзор, которому сложно обработать по 200-300 ссылок ежедневно. Тем самым будет нарушаться закон о внесудебных блокировках сайтов (139-ФЗ), где уже прописана процедура ограничения доступа к интернет-ресурсам без всякого упоминания о возможности цензурировать сетевое пространство на местном, региональном уровне.
В настоящее время программный комплекс работает в тестовом режиме, однако с марта текущего года начнется его полномасштабная эксплуатация, сообщает Прокуратура РТ.
В ближайшее время надзорным ведомством с привлечением специалистов будут проведены проверки в отношении интернет-провайдеров, действующих на территории республики и не обеспечивающих блокировку запрещенных интернет-ресурсов.
Напрашивается вывод, что столь рьяно скакнувший вперёд «государственный стартап» может распространиться не только на Татарстан, и это потребует новых капиталовложений от государства, в частности от Правительства России, председателю которого так вовремя угодили татарстанские работники прокуратуры, особо продвинутые в сетевых технологиях.
_____