Итоги КЭФ: три дня правильных слов и мало надежды на их исполнение

На этой неделе в Красноярске завершился Красноярский экономический форум 2016.
На его организацию потратили 100 млн рублей, а фразы некоторых спикеров сразу стали крылатыми.
«На мой взгляд, уже хватит молиться, ожидать, смотреть котировки, лучше уже не будет. Нужно понять, что структурное перепроизводство надолго.
Можем увидеть цену нефти 18 долларов, и не умрем, можем увидеть курс 100 рублей, и не умрем.
Нужно двигаться, понимая, что это все будет, строить новую экономику, не забывая, что было в старой», – заявил президент ООО «Эн+ Менеджмент» Олег Дерипаска.
А затем, неожиданно добавил, что нужно сократить количество населения столицы.
«Мне кажется, очень важно расселить Москву. Каждый раз подлетая к Москве, я задумываюсь, что эти люди там делают и какая это нагрузка на нашу экономику.
Я не верю в импортозамещение как в мантру. Понимаете, это как модель 19 века, что-то из ряда: нас изолировали, поэтому будем импортозамещаться. Нет, нужно выходит на экспорт», – поделился своими мыслями бизнесмен.
Чтобы его идеи исполнились, в России нужно реформировать налоговую и судебные систем и создать свою банковскую. Однако, за час до пламенной речи Олега Дерипаски все эти тезисы уже были отвергнуты.
Ведь зачем строить новое, если можно просто не верить в безнадежность старого.
«Мы всё говорим, что мы с этой иглы должны слезть. Я не знаю насчет иглы, и даже с трубы. Слазить с нее, я думаю, мы не можем», – считает главный экономист «Внешэкономбанка» Андрей Клепач.
Его поддерживает заместитель председателя Правительства Аркадий Дворкович:
«Глупо отказываться от того, что является нашим национальным богатством. Сейчас, если говорить о самых краткосрочных прогнозах, почти все прогнозируют спад нашей экономики. Я ничего не хочу делать с этим прогнозом», – заявил Дворкович.
Это же «не хочу» озвучило и большинство собравшихся. И это первый парадокс. На первом месте в списке того, над чем необходимо работать, вдруг оказался человеческий капитал.
На последнем – та самая необходимая срочность менять экспортную политику, продавать не дешевую нефть, а хотя бы дорогие продукты из нее. Это при том, что все вроде бы понимают, что надо бы наоборот.
«Наша экономика в России является производной того, что происходит на сырьевых рынках. И все понимают, что вроде об этом давно говорили, что это плохо. Но говорили как бы в теории. А теперь мы видим это в цифрах. И это поменялось.
Здесь нужно формировать какую-то картинку будущего, а это сложный вопрос. На самом деле, если так уж подумать, пока мы как-то не привыкли в нашей стране к этому упражнению и возможно сейчас уже настал период к этому приступить», – сказал на КЭФ старший партнер консалтинговой компании Ермолай Солженицын.
А первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон озвучил худший сценарий:
«Мы сейчас болтаемся где-то посередине. Во многом опираясь на инерцию. Через 15 лет этого уже не будет. Мы будем либо намного сильнее, чем сегодня, либо намного слабее.
К сожалению, тенденции последних лет делают вероятным последний сценарий, очень опасный», – заявил Якобсон.
Эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов сравнил данную ситуацию с мультиком, где «нам не денег, нам ума не хватает».
Зато хватает памяти. Те, кто бы на КЭФ хотя бы дважды, в один голос говорили: это уже было. Были разговоры о том, что с нефтяной иглы надо слезать, что кредиты надо делать дешевле, законодательство проще. А его исполнение контролировать не только на бумаге.
Бизнес рассказывал, к чему это привело. В каждой отрасли своя история о том, как с момента последних таких деклараций о хороших намерения в их жизни и правда все изменилось. Только в обратную сторону.
«Во всем мире страховая отрасль работает по своему плану счетов, и мы благополучно работали.
Я в отрасли, вот компании уже 25 лет в этом году исполняется, и каждый год это что-то новое с нарастающими явлениями давления», – обрисовала ситуацию в страховой отрасли гендиректор компании «Надежда» Маргарита Филиппова.
В том, что хоть что-то изменил этот трехдневный экономический разговор, мало кто поверил. Аргумент на всех один: предыдущие 12 таких разговоров о том, что надо поменять, не поменяли ничего. И ни одна предыдущая стратегия не сбылась.
«Мы все с вам хорошо помним 2000 год и прогнозировали, что будет сейчас. И мне кажется, что мы ошиблись процентов на 90. Во всех наших прогнозах тогда», – сказал гендиректор ОК «Русал» Владислав Соловьев.
«Да никакое содержание, извините, лично мое мнение. Единственное было выступление красноярское, наиболее такое фундаментальное, на которое, конечно, никто не обратил внимания. Остальные, я не знаю, что здесь вообще делали», – высказал свое мнение физик и помощник депутата Госдумы Валентин Данилов.
Депутат Законодательного собрания Красноярского края Анатолий Быков, также задается вопросом, а для чего этот форум проводится.
«Из года в год я присутствую на форумах и не вижу никакого конечного результата», – говорит парламентарий.
А ректор московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов сравнивает КЭФ-2016 с Днем сурка.
«Плохая новость состоит в том, что всё это походило на день сурка. То есть это уже было. Мы это: а – говорили, б – пробовали, не получилось.
Изобрести какую-то «красную ртуть» или «серебряную пулю» нам не удалось. Всё это достаточно очевидно и проговаривалось ранее.
Я бы использовал такую известную одесскую фразу: жарьте, рыба будет. То есть мы уже давно жарим, то есть мы очень правильные вещи говорим, уже все члены правительства об этом говорят, но рыбу все не подносят» – иронизирует Шаронов.
Ждать рыбы после этого форума не советовал даже Аркадий Дворкович, сказал, правительство пока не уверено в правильности сказанных здесь слов.
Бизнес просил кредитов – на них нет денег, региональные чиновники просили децентрализации – чтобы не все налоги уходили на нерасселенную Москву.
Ответ: и таких ресурсов нет.
«Децентрализация – это то, что в принципе, можно делать сейчас. Не должно быть иллюзии, что это можно делать, передавая ресурсы, например, регионам или муниципалитетам.
Мы можем дать им возможность зарабатывать. Можем сказать, вы можете устанавливать новые налоги, еще как-то зарабатывать, развивая свою экономику, свою систему. Но у нас нет ресурсов, которые мы можем передать», – заявил заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович.
И здесь властям тоже надо было сказать честно: не хотим, добавляют уже экономисты. Они свою стратегию написали еще когда речь шла о программе «Красноярск-2020». Но говорят, видимо и к 20-му форуму придется говорить снова о том же самом.
«Повторение – мать учения. Талдычить в России – это норма не только управленческой, но и экспертной практики.
Попугай, кукарекающий петух – это базовый функционал эксперта. Повторяй, бей в одну точку, капля камень точит, вот, что такое российская экспертиза.
Пока, машинка едет в противоположную сторону», – образно обрисовала ситуацию директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
Стоил ли этот невыученный урок 100 млн рублей – остается вопросом.