Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Александр Черкасов: Немцов очень отличался от большинства лидеров оппозиции


Борис Немцов отличался от большинства лидеров оппозиции, и, прежде всего, тем, что у него не было никакой «звездной болезни», заявил в беседе с «Полит.ру» накануне годовщины гибели Немцова член Совета правозащитного центра «Мемориал», член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в России Александр Черкасов.

«О Борисе Немцове обычно говорят как об «одном из» оппозиционных деятелей. Но он очень отличался от большинства оппозиционеров и даже от тех, кого называют лидерами оппозиции. Отличался тем, что, несмотря на прошлую причастность к высшему руководству страны, Борис Ефимович сохранил свойства человекообразного человека. Вот простой пример: он ведь был членом партии «Солидарность», что предполагает и членство в первичной организации. И он даже был членом федерального политсовета, одним из руководителей партии. Казалось бы, зачем ему ходить на собрания первичной организации, к людям, о которых многие отзываются пренебрежительно? Но в том-то и дело, что это были его товарищи – товарищи по участию не только в оппозиции, но и в митингах, где Бориса Ефимовича «винтили» наравне со всеми остальными. Он продолжал общение с такими своими товарищами и действительно, как сказали бы в советское время, «участвовал в работе первичной партийной организации». Не было у него абсолютно никакой «звездной болезни», и это – редкость по нашему времени, нормой считается другое. И наверно, поэтому место гибели Бориса Ефимовича берегут. Это делают те самые его товарищи, которые видят в нем не только деятеля, но и человека, которого им очень не хватает. Это раз.

Два. Давайте не забывать, что Борис Ефимович еще 20 лет назад, зимой 1996 года собрал в Нижегородской области, которую он тогда возглавлял, миллион подписей против войны в Чечне. И, может быть, в прекращении первой чеченской войны была и его значительная роль. Он был человеком последовательным в своих взглядах и действиях, не смотревшим на себя с мыслью «а как это я выгляжу?». Он был, а не казался, и это очень важное свойство, которого не хватает очень и очень многим оставшимся лидерам оппозиционных движений. Он всегда присутствовал – там, в том моменте, в том действии, в котором участвовал. Между прочим, он ездил в Чечню и во вторую войну: в декабре 2000 года он приезжал с несколькими депутатами Государственной Думы для переговоров с депутатами ичкерийского парламента. Переговоры не состоялись, но он, как говорил МакМерфи из «Пролетая над гнездом кукушки», «хотя бы попробовал». Если кого-то из нас когда-то спросят «как ты жил», мало кто из нас сможет сказать, что он хотя бы попробовал.

И вот что еще важно. Помните, кто был Немцов по специальности? Он был физик, а это накладывает свой отпечаток. Люди, для которых закон Ома действует независимо от решений последнего пленума партии и скорость света в вакууме всегда одна и та же, и в других областях менее склонны искажать видение действительности. Немцов, между прочим, помнил и о своих товарищах по профессии, которые были и стали его земляками. Впрочем, и в том, что «горьковская ссылка» Андрея Дмитриевича Сахарова отмечена памятными знаками, тоже есть заслуга Бориса Ефимовича», – сказал Александр Черкасов.

Напомним, Борис Немцов был застрелен 27 февраля 2015 года в самом центре Москвы, в нескольких десятках метров от Кремля. В годовщину его гибели представители оппозиции намерены провести в столице марш памяти. Между тем депутаты Госдумы 26 февраля отказались от предложения своего коллеги Дмитрия Гудкова почтить почтить память Немцова минутой молчания.