ИНТЕРВЬЮ: «Раньше единицы рисковали идти на выборы без согласования с губернатором»

Избирательная кампания в крае в Госдуму и Заксобрание Красноярского края перешла в активную фазу. Сейчас идет период определения – переговоры, поиски спонсоров, обсуждаются списки, где-то «расчищаются» округа. Многие участники уже начали информационную и рекламную кампанию. Политолог Сергей Комарицын рассказал в интервью ТВК основные нюансы этой масштабной политической кампании.
По сравнению с 2011-м годом ситуация сильно изменилась?
– Половина думцев будут избираться по мажоритарным округам. Партийный список для представителей «Единой России» сейчас не очень привлекателен. Будут территориальные группы, в «нашу» войдут также Тува, Хакасия и, вероятно, Томская область.
Первая позиция в списке, наверно, останется за краем – все-таки у нас больше избирателей, но всегда существовали «кремлевская» квота, квота для спонсоров – в 2011 году, например, это были Воробьев и Клишас.
Сейчас говорят про Ларису Шойгу, называются некоторые другие фамилии. Но дело даже не в этом – при результатах 2011 года, а они для «Единой России» будут несколько хуже – это всего один мандат.
Поэтому все ориентированы на одномандатные округа. У нас четыре округа, а претендентов в два раза больше: действующие депутаты Раиса Кармазина, Петр Пимашков, Михаил Яшин, Русал намерен двигать главу Ачинска Илая Ахметова и нынешнего депутата от ЛДПР Дмитрия Носова, руководители края обещали место в Думе строителю Владимиру Егорову, Юрий Швыткин уже подал заявление на участие в праймериз по Красноярскому округу.
Но им всем придется пройти через праймериз. Конечно, сейчас еще возможны какие-то договоренности – я, например, не удивлюсь, если Швыткин откажется от участия в праймериз или не станет проявлять активность; это будет означать, что округ все-таки «расчистят» для Носова.
Но общая ситуация, в том числе по персоналиям, значительно сложнее. Мы, например, недавно наблюдали веселую историю с организованным Носовым совещанием по Богучанам, на котором видные местные единороссы демонстрировали явную неприязнь к депутату Носову; и вряд ли они будут помогать ему на праймериз.
Михаила Яшина пытались сначала столкнуть на праймериз со Швыткиным, а потом уговорить вообще не ходить на выборы по округу. Яшин советов не послушал и заявился по Дивногорскому округу, и никто ему помешать не сможет, вне зависимости от того, обещан этот округ кому-то или нет.
То есть, внутрипартийная борьба за округа началась и идет. Собственно это и есть избирательная кампания на этапе праймериз.
Вы верите в честность праймериз? И каково вообще их значение для выборов?
– Предыдущий опыт не дает оснований для оптимистических оценок. В крае это всегда была профанация. Что, у нас были какие-то реальные праймериз ЕР перед выборами главы Красноярска? Или в 2011-м году?
Тогда то поднимали до невероятных высот Галину Пашинову, то в конечном итоге в верху списка оказался Андрей Воробьев – он человек серьезный, но абсолютно неизвестен в крае.
Тогда были люди, которые наивно верили в праймериз. Например, тогдашний директор Красмаша Владимир Колмыков.
Его рассердили подтасованные результаты и потом, когда его кандидатура рассматривалась на главу города – он даже прошел собеседования в Москве – он просто отказался участвовать в подобных играх. А ведь он, опытный руководитель, знающий город мог бы стать хорошим главой Красноярска, и у нас многое сейчас было бы по-другому
Раису Кармазину задвинули по фальсифицированным праймериз 2011-го года на непроходное место; и только после личного вмешательства Владимира Путина, когда уже все было оформлено решением конференции, ситуацию «разрулили».
Однако на этот раз объявлены не партийные, а «общенародные» праймериз. То есть будут созданы участки – 20 тысяч, напечатаны бюллетени на Госзнаке, и каждый гражданин, достигший 18 лет, сможет прийти и проголосовать.
Я не очень представляю как «Единая Россия» сможет добиться народного характера голосования – все предыдущие праймериз широкая публика просто не заметила – но если действительно все будет исполнено как заявлено, то внутри самой «Единой России» это будет важное событие, а для выигравших праймериз кандидатов реальной избирательной кампанией еще до официального объявления выборов.
А будет исполнено?
– Праймериз решают множество задач для нынешней власти и кадровое обновление не самая главная. Это в том числе и попытка общественной легитимации власти, большое начальство не заинтересовано в компрометации этих праймериз, ему не нужны имиджевые потери в условиях кризиса, социальной апатии и глухого протеста.
Местное начальство, конечно, попытается обойти все декларируемые установки – они по-другому не умеют. Но тут не все так просто. В оргкомитеты, например, – это типа избирательных комиссий – категорически запрещено брать представителей исполнительной власти.
В Красноярском крае запретили создавать избирательные участки в отдаленных территориях, на уровне поселений – потому что там некому контролировать, там точно нарисуют результаты.
Я не думаю, что на этих праймериз будет какой-то серьезный общественный контроль, у нас нет таких институтов, не верю я и в такую роль СМИ. Но если все-таки будет внутренняя конкуренция, то сами участники будут в этом заинтересованы.
Вот, Михаил Яшин на съезде неслучайно говорил про ответственность «судейства», оргкомитетов. Ему терять-то нечего, он ничем не обязан краевой власти и не связан с ней никак. Приличия все равно придется соблюдать, иначе придется отвечать, рисковать собственным положением. Красноярский край и еще несколько регионов находятся в списке «беспредельщиков», за ситуацией у нас будут пристально следить.
Кроме «Единой России» есть ведь другие участники, другие партии…
– Надо честно признать – в условиях нынешней политической системы, нынешних реалий, «Единая Россия» является основным инструментом формирования Госдумы. Пока это так. Многие в этой партии оказались в силу обстоятельств, таковы нынешние правила игры.
Как в свое время было с КПСС – ну нельзя было стать мэром или ректором, или кем-то еще, не приняв эти правила. И мы в значительной степени всегда голосовали, понимая это, за людей, а не за партии.
На всех выборах в Красноярском крае, и, особенно, в Красноярске, партия власти получала в два, а то и в три раза меньше голосов, чем некоторые кандидаты от нее. И это объяснимо. Личный авторитет Петра Пимашкова никак не соотносится с показателями партии.
На выборах 2011 года четверо депутатов ЗС от ЕР по городским красноярским округам получили в два – два с половиной раза больше голосов, чем партия. Похожая ситуация будет и на выборах в Госдуму в этом году.
Кроме Валерия Зубова, который будет баллотироваться от «Справедливой России» я не вижу реальных кандидатов по одномандатным округам от других партий. В КПРФ таких людей нет, в ЛДПР тоже, нет и в других партиях. Они выдвинут своих кандидатов, и было бы глупо не делать этого – это дополнительные возможности партий, причем не только в Госдуму, но и в ЗС, поскольку будут совмещенные выборы.
В КПРФ, скорее всего, это будут партийные секретари и на севере, и на юге. В «Справедливой России» кроме Зубова будут тоже партийные функционеры, от ЛДПР можно ждать чего угодно, там даже кандидатов в сельсоветы выдвигает сам Жириновский.
У этих партий задача собрать как можно больше голосов по партийным спискам и в Думу и в ЗС, и, по возможности, в ЗС провести своих депутатов и по округам, хотя для КПРФ последнее будет весьма проблематичным.
А Анатолий Быков, «Патриоты России»?
– Ситуация с самим Анатолием Петровичем до сих пор до конца не ясна. Вроде бы он имеет право участвовать в выборах. Во всяком случае, авторитетные юристы считают так.
Но в нашей стране все возможно, и многое зависит от политической воли и целесообразности. Насколько можно судить по его заявлениям, сам он не претендует идти в Госдуму.
«Патриоты», видимо, сосредоточатся на выборах в ЗС. Если Быкову разрешат возглавить партийный список, то они спутают карты многим. По спискам у них есть возможность при определенных условиях даже стать второй партией. По округам перспектива не такая радужная, но участие «патриотов», безусловно, сделают выборы в ЗС интереснее.
Кстати, нынешняя очередная информационная атака на Быкова вызвана опасениями серьезных перспектив «Патриотов». Но они, на мой взгляд, преувеличены.
Намного изменится состав Законодательного Собрания?
– По пропорциональной системе будут, на мой взгляд, большие изменения. Вообще, персональные изменения, особенно то, что касается «Единой России» имеют лишь относительное значение.
У нас, например, есть депутаты от Норникеля, Русала, СУЭКа, РЖД, Росатома – кто будет представлять эти корпорации в следующем составе не столь важно. Многие другие депутаты от округов имеют довольно прочные позиции и сохранят мандаты.
Вообще, конечно, исполнительная власть – а в реальности она формирует ЗС – сохранит контрольный пакет. Кроме ЕР, есть еще проект ЛДПР, есть другие возможности.
Но сейчас ситуация изменилась: если раньше единицы рисковали идти на выборы без согласования с администрацией губернатора, то сейчас это станет массовым явлением. Есть люди ресурсные, которые могут оживить эту избирательную кампанию.