Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Началась атака на мессенджеры?

Борьба между операторами связи и интернет-мессенджерами вышла на новый уровень: телекоммуникационные гиганты готовят законопроект для того, чтобы сервисы мгновенных сообщений заключали с ними договоры, а пользователи сервисов были приравнены к абонентам

О введении обязательной идентификации для пользователей мессенджеров говорится в проекте поправок в закон «О связи», подготовленном Медиа-коммуникационным союзом (МКС). МКС основали в 2014 году крупнейшие российские телеком-операторы и медиакомпании. Организация представляет интересы операторов связи, правообладателей, вещателей, крупных сейлз-хаусов, указано на сайте МКС. Среди членов союза — МТС, «МегаФон», «ВымпелКом», «Ростелеком», Национальная медиа группа, «СТС Медиа», «Газпром-Медиа» и другие.

Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин сказал, что не знаком с проектом операторов. Министр связи Николай Никифоров еще 1 марта заявлял, что «какого-то конкретного законопроекта» для госрегулирования работы мессенджеров еще «не существует». Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский отказался от комментариев.

Законопроект предлагает внести поправку в закон «О связи», согласно которой операторы будут обязаны отключать мессенджеры по требованию «уполномоченного федерального органа исполнительной власти, полученного по системе взаимодействия». Предполагается, что поправки могут вступить в силу 1 января 2017 года. До этого момента мессенджер обязан подать уведомление о своей работе или начале деятельности в орган исполнительной власти — Роскомнадзор.

В число самых популярных мессенджеров в России входят Viber, WhatsApp, Skype, а также соцсети, которые позволяют обмениваться сообщениями, — «Одноклассники», «ВКонтакте» и Facebook Messenger, сообщал ранее РБК со ссылкой на исследование компании J’son & Partners Consulting. Ее эксперты провели опрос в июне 2015 года. В нашей стране мобильными мессенджерами пользуется почти 60% обладателей смартфонов, что составляет 50–60 млн человек, говорил руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталий Солонин.

Другую картину популярных мессенджеров показывали данные TNS. На первом месте оказался мессенджер WhatsApp с долей 27,9%, затем Viber с 26,1%, потом Skype с 15,9%, Facebook Messenger с 5,7% и Hangout (принадлежит Google) с 3,9% (опрос проводился среди жителей городов с населением от 700 тыс. чел. в возрасте от 12 до 64 лет в июне 2015 года).

Владельцев мессенджеров могут обязать «привязывать» аккаунт к номеру мобильного телефона, считает Солонин из J’son & Partners Consulting. Некоторые из них уже и так это делают, продолжает он, например WhatsApp и Viber. А Skype пользователь может установить на свой мобильный, указав только адрес электронной почты.

Законодательная инициатива операторов связи не может не беспокоить, поскольку в событиях последних месяцев прослеживается тенденция к постепенному перекрытию кислорода независимым средствам связи. Так, представители Общественной палаты и пропрезидентской молодёжной организации «Молодой гвардии «Единой России» (МГЕР) призвали Генеральную прокуратуру и Роскомнадзор проверить Telegram. Глава Фонда исследования проблем демократии, зампред комиссии Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Максим Григорьев увидел в нём «распространение пропагандистских каналов ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России)». По его словам, в мессенджере беспрепятственно распространяются рецепты изготовления взрывчатки, пособия по диверсионной работе, в то время как руководство Telegram принимать меры по предотвращению распространения этой информации отказывается.

Аналогичный запрос — только в Роскомнадзор — направил МГЕРовец Кирилл Гринченко, отмечающий, что за последнее время с соцсетях было зафиксировано около 200 аккаунтов, на которых идет пропаганда деятельности террористических организаций. Эксперты считают, что если соцсети хотят работать в России, то они сделают всё возможное, чтобы пресечь пропаганду со стороны террористов. Сам Гринченко комментирует это так:

«Наш фонд неоднократно выявлял в Telegram террористические каналы. В них не только ведется пропаганда терроризма, но и распространяются инструкции по изготовлению взрывчатых веществ, пособия по ведению диверсионной работы.»

Ранее глава Фонда исследования проблем демократии направил обращение по соцсети «ВКонтакте», где фондом было зафиксировано около 100 видеозаписей с экстремистскими материалами.

Аналогичное обращение, по словам собеседника «Известий» из МГЕР, на днях было направлено в Роскомнадзор.

В конце прошлого года первый замглавы конституционного комитета Госдумы Александр Агеев попросил главу ФСБ Александра Бортникова рассмотреть возможность ограничения доступа российских пользователей к мессенджеру Telegram, если подтвердится информация об использовании этого приложения террористами из ИГИЛ.

На своей странице во «ВКонтакте» Павел Дуров тогда отреагировал шуткой:

«Предлагаю запретить слова. Есть информация, что с их помощью общаются террористы».

Эксперты объясняют, что если Telegram не примет меры, то по российскому законодательству после проверки Генпрокуратуры мессенджер может быть заблокирован Роскомнадзором. По закону в реестр сайтов с запрещенной информацией надзорное ведомство вносит прямую ссылку (URL), доменное имя или IP-адрес сайта.

Основатель 4talk Сергей Кравцов объяснил, что в мессенджере нет такого понятия, как URL, поэтому Роскомнадзору придется блокировать все IP-адреса, по которым работает Telegram, в случае если Павел Дуров откажется удалить противозаконные каналы. Глава же Минкомсвязи Николай Никифоров тогда не нашёл в деятельности Telegram ничего противозаконного:

«Telegram сегодня не нарушает законодательство РФ, насколько мне известно. Если кому-то известны факты нарушений, то нужно их в соответствующие органы направить. Риторика о запретах не должна искусственно насаждаться. С Павлом Дуровым находимся в контакте».

Проблемы с независимостью Telegram’а возникают не только в нашей стране. Главный юрисконсульт Apple Брюс Сьюэлл в ходе слушаний в Конгрессе о споре производителя iPhone и ФБР заявил, что даже если его компания позволит спецслужбам взламывать телефоны пользователей, останется «абсолютно невзламываемое» приложение (правда, при этом несколько раз перепутав его название):

«Одно из самых пагубных приложений, которые мы видели среди используемых террористами, это нечто под названием Telegraph. Telegraph может находиться на любом телефоне, он никак не связан с Apple, его можно загрузить через интернет и извне [США]. И это абсолютно невзламываемый метод коммуникации. Если Apple заставят создать новую операционную систему, чтобы снизить безопасность смартфонов, принадлежащих десяткам или сотням миллионов невинных людей, это ударит по нашей безопасности, но не затронет террористов».

Вообще же мессенджеры во многих регионах нашей страны стали гораздо большим явлением, чем просто ресурсом для обмена сообщениями. Иногда они превращаются в своего рода социальные сети, где пользователи делятся последними новостями, создают группы, рассылают разного рода контент, просят о помощи и т.п. — об этом мы уже писали в одной из наших последних публикаций. И желание как-то повлиять на их работу возникает у властей уже не в первый раз.

Читать по теме статьи:

Депутат Госдумы просит ФСБ заблокировать Telegram для российских пользователей

Министр связи: Telegram не нарушает законы России

Если не можешь победить явление, возглавь его: якутский Центр «Э» читает и контролирует переписку в WhatsApp

_____