Общество защиты интернета: В феврале Рунет потерял ещё немного свободы
Индекс свободы интернета, оценивающий уровень излишнего регулирующего воздействия на сетевое пространство и степень ограничения прав граждан в российском сегменте интернета, в феврале упал на 21 пункт.
К такому выводу пришли эксперты Общества защиты интернета (ОЗИ).
Индекс свободы интернета – проект ОЗИ, направленный на объективный мониторинг соблюдения цифровых прав граждан, доступности интернета, состояния его инфраструктуры и свободы доступа к информации. В течение месяца ОЗИ фиксирует значительные события, затем эксперты оценивают их влияние на свободу интернета и потенциальную опасность для будущего интернета в России.
Индекс начали считать с января 2016 года, приняв за основу уровень свободы интернета на тот момент. В конце месяца показатель составил 1006 пунктов, однако к февралю снизился до 985.
События февраля оценивали 9 экспертов, рассказал глава ОЗИ Леонид Волков в своем блоге. В их числе журналист Александр Плющев, а также Карен Казарян из Российской ассоциации электронных коммуникаций. В прошлом месяце в ОЗИ насчитали 24 значительных события. Самыми «плохими» событиями эксперты назвали появление нового интернет-цензора (Агентства по делам национальностей), атаку на новостные агрегаторы и иск о блокировке CloudFlare.
После незначительного роста в январе за февраль индекс свободы интернета снизился весьма существенно, на 21 пункт и, по словам Волкова:
«…если продолжать еще 4 года (50 месяцев) ограничивать свободу интернета в таком же темпе, то интернета в России просто не останется».
Также стоит упомянуть, что согласно докладу Университета Пенсильвании «Чего хочет общество: Стремление россиян к контролю над интернетом», основанного на результатах опроса ВЦИОМ и изданного на русском канадским фондом SecDev Foundation, охранительный тренд, как это ни печально, вполне соответствует чаяниям россиян, в том числе активных пользователей сети. Но, по мнению редактора портала Digital.Report Станислава Блудницкого, с учетом гегемонии Кремля в формировании общественного мнения к этим данным стоит подходить критически:
«Несмотря на нашумевшую пару лет назад новость о том, что «Яндекс» по аудитории стал опережать любой отдельно взятый телеканал, Россия остается безоговорочной телекратией. Согласно приведенным в докладе данным, центральное телевидение для 84% россиян является одним из основных (для 60% — основным) источником информации, новостные сайты в этом списке идут на четвертом месте (следом за региональным телевидением и центральными газетами) с 29%».
Таким образом, надо понимать — мнение об интернете в ходе разного рода ВЦИОМовских опросов выражают люди, для которых в большинстве своём интернет не играет такой уж большой роли в получении инфорации, и если всё же случится апокалиптический сценарий «исчезновения интернета» в России, описанный выше Леонидом Волковым, это будет означать всего лишь победу «Партии телевизора» над «Партией интернета». Утешение, господа «интернетчики», слабое, но у вас ещё есть 50 месяцев для того, чтоб ваша «условная бабушка» немного поменяла свою точку зрения относительно свободы Рунета.
Справка:
«Общество защиты интернета» — некоммерческая организация, ставящей своей задачей защиту интернета в России от цензуры, избыточного регулирования и административного произвола. Один из основателей организации, Леонид Волков, заявил о запуске трёх направлений в рамках начала функционирования данного проекта:
-
Атака на СОРМ.
-
Мониторинг связности (российского сегмента интернета со Всемирной паутиной).
-
Индекс свободы интернета.
Читайте также:Доклад «Агоры»: Свобода интернета 2015: торжество цензуры. Картаограничений свободы интернета от «Ассоциации пользователей интернета» в 2014 г (предыдущий подобный доклад, подготовленный «Агорой»).
Исследование: свобода слова, СМИ и интернета — важные демократические ценности для граждан от Pew Research Center.
Рейтинг стран мира по качеству развития интернета и технологий связи от Международного союза электросвязи (International Telecommunication Union, ITU).
Отчет «Свобода в Сети — 2015» от организации Freedom House.
_____