Дата
Автор
Маргарита Кирпикова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

От еды по карточкам до абортов: повседневная жизнь советского человека


Краткий пересказ книги Наталии Лебиной «Cоветская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю» (М., НЛО, 2015).

Контекст

Наталия Лебина – российский историк, доктор исторических наук, научный консультант Института наследия имени Д.С. Лихачева. Лебина одна из первых на постсоветском пространстве начала изучать советское наследие в рамках модной в академических кругах истории повседневности; в 2006 году ее книга «Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: контуры, символы, знаки» получила премию «Нон-фикшен».

«Советская повседневность» – это масштабное исследование норм и аномалий в повседневной жизни советского человека на протяжении периода от военного коммунизма до смерти Сталина. После выхода первого издания (1999) часть рецензентов была настроена более чем враждебно – Лебину упрекали в очернении советского прошлого. При этом второе издание вошло в лонг-лист премии «Просветитель».

Прямое нормирование повседневности: культура еды

Лозунги «Мясо – вредно» и «Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу» – не литературный вымысел Ильфа и Петрова, а историческая реальность 1920-х годов. Советские теоретики питания настоятельно советовали возмещать недостаток жиров в рационе употреблением жиров из кедровых орехов, сои, арбузных семечек, тыквы, а белков – горохом, бобами, щавелем и шпинатом. В 1920–1930-е годы появилась масса кулинарных книг, которые помогали хозяйкам готовить в условиях нехватки продуктов в основном из картофеля, солонины или сои. Появились шутки на тему продовольствия; например, на ленинградском «Красном путиловце» в 1928 году были обнаружены два плаката. Первый – с портретом Ленина и подписью «Долой Ленина с кониной», второй – с портретом Николая II и подписью «Давай Николая со свининой».

С 1917 года власть начала внедрять «коллективное питание по карточкам» в столовых. Население разделялось на трудовое и нетрудовое; у первых паёк был больше. Изменился сам смысл процесса питания: главным стало насыщение. Аномалией, естественно, стали частные рестораны. Велась безуспешная борьба с частной торговлей съестным.

При НЭПе система коммунального питания стала сворачиваться. Вернулись частные магазины, лавки и рынки, а также рестораны. Вальтер Беньямин, посетивший Москву в 1926–1927 годах, был поражен обилием «приличных заведений». В своем дневнике он описывает кондитерскую, где подают «взбитые сливки в стеклянных чашах» и безе, французское кафе в Столешниковом переулке, облицованный деревом зал гостиницы «Ливерпуль». В 1923 году появилось паевое кооперативное товарищество «Народное питание» (Нарпит). Заведения Нарпита были освобождены от налогов. Здесь было дешево, но ни блюда, ни обслуживание не были качественными.

К концу НЭПа ситуация ухудшилась; к весне 1929 года карточки были введены повсеместно. Распределительная система спровоцировала появление феномена блата. Норма блата продолжала существовать в сфере питания и после отмены карточек в 1935 году, и в условиях карточной системы 1941–1947 годов, и после войны.

Реалии советской жилищной политики

После 1917 года самая обездоленная часть горожан ожидала улучшения быта. Представителей «победившего класса» из казарм начали переселять в квартиры буржуазии и интеллигенции. Власть гордилась этим проектом, о чем свидетельствует снятый тогда же фильм «Уплотнение», о дружбе профессора с вселенными к нему рабочими. Передовые большевики жили в коммунах. Например, в своеобразное общежитие-коммуну была преобразована роскошная московская гостиница «Националь». В Петрограде элита большевистского актива сосредоточилась в «Астории». В первой половине 1920-х годов стали появляться первые стихийные молодежные коммуны.

К лету 1922 года разрешили сделки с недвижимостью (со свертыванием НЭПа – запретили). Согласно принятому в 1926 году декрету, купившие жилплощадь наказывались выселением. В 1930-е коммуналки стали важным фактором, сделавшим возможным массовый психоз доносов. Было разрешено самоуплотнение (самостоятельный выбор подселяемых), так что арест соседа сулил улучшение условий. Доносительство стало нормой и маркером благонадежности.

В официальный дискурс второй половины 1930-х годов проникла идея постепенной интимизации жилого пространства. В передовице журнала «Архитектура СССР» за май 1936 года отмечалось: «В трактовке жилья должен сказаться элемент известной интимности». Таким образом, власть объявила о смене нормы, однако соблюдалась эта норма не для всех: индивидуальное жилье было доступно лишь элите. Квартирный вопрос впоследствии был еще усугублен разрушениями Великой Отечественной войны: к 1952 году число бараков выросло на 50% по сравнению с 1940-м, а количество их жителей увеличилось на 33%, составив 3,847 млн человек, из которых 337 тысяч жили в Москве.

Одежда как средство социального подчинения

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.