Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Новая газета» обнаружила признаки офшорной схемы между «Лукойлом» и «Башнефтью»


В истории с возможной продажей госпакета «Башнефти», об интересе к которому не раз заявлял глава «Лукойла» Вагит Алекперов, появились новые подробности. Как пишет в среду «Новая газета», вице-президенты компании Равиль Маганов и Александр Субботин уже активно занимаются решением задач, связанных с покупкой этого пакета, выставленного на продажу. Причем, по информации издания, «Лукойл» претендует не только на 50,08% акций, находящихся в собственности Росимущества, но и намерен договориться с руководством Башкортостана, контролирующим 25% плюс 1 акцию «Башнефти», чтобы выкупить и этот пакет.

В распоряжении газеты оказалась копия письма Равиля Маганова в адрес президента «Башнефти» Александра Корсика. В нем первый вице-президент «Лукойла» сообщает о намерении компании получить согласие Федеральной антимонопольной службы на приобретении более 25% «Башнефти». При этом Маганов затребовал у Корсика документы и информацию, касающуюся «Башнефти», «согласно прилагаемого перечня» из двенадцати пунктов. По мнению бывшего заместителя министра энергетики России, директора ООО «Институт энергетической политики» Владимира Милова, стороны намерены договориться о сделке кулуарно, и госпакет акций «Башнефти» вряд ли будет продан на открытом и честном аукционе.

«Лукойл» давно положил глаз на месторождение Требса и Титова в Ненецком автономном округе, рассчитывая закрепить свое доминирование в Тимано-Печорском нефтегазоносном регионе, — приводит издание слова Милова. — Но это месторождение неожиданно досталось «Башнефти». По словам эксперта, «Башнефть» интересна «Лукойлу» именно из-за месторождения Требса и Титова. «Не исключаю, что, если «Лукойл» купит «Башнефть», они потом могут и разделить башкирскую компанию, — добавил Милов. — Забрать себе лицензию на месторождение, а от всего остального отказаться, продать».

Тем временем в самой «Башнефти», как следует из отчета по итогам внутреннего аудита, проведенного прошлой осенью, выявлен целый ряд нарушений. Так, по информации издания, полученной от сотрудников правоохранительных органов Республики Башкортостан, в ходе проверки учета готовой продукции в филиалах компании «Башнефть-Уралнефтехим» и «Башнефть-Новойл» обнаружены, в частности, «не отражение в учете поступления или отгрузки нефтепродуктов», занижение реальных объемов выпуска продукции «путем скрытия остатков в резервуарах и трубах», а также манипуляции с «товарными потерями» и данными об отгрузке железнодорожным транспортом. Среди прочего в отчете зафиксированы случаи, когда бензин и дизтопливо по документам обратно «превращаются» в сырую нефть. Исходя из этих данных, а также цифр, изложенных в аудиторском отчете, опрошенные «Новой газетой» эксперты высказали предположение, что хищения на предприятиях «Башнефти» приняли «масштаб стихийного бедствия».

Издание напоминает, что 30 октября 2014 года было вынесено судебное решение о возвращении в госсобственность 71,6% акций «Башнефти». На исполнение решения потребовалось более двух месяцев. А между 30 октября и 9 декабря, когда акции «Башнефти» были возвращены государству, совет директоров компании утвердил сделки по продаже нефтепродуктов на сумму в 443 миллиарда рублей (это 88% балансовой стоимости компании). «К примеру, были заключены контракты с фирмами «Эксим Групп» (на 85 млрд рублей), «Арктик Бункер» (85 млрд рублей), Trubond Limited (98,5 млрд рублей), «Минко Энтерпрайз лимитед» и «Трейд Нафта» (83 млрд рублей)», — пишет газета. Все эти компании контролирует предприниматель Михаил Голубь. «Получается, что ООО «Башнефть-Полюс» (дочернее предприятие «Башнефти», созданное в 2013 году специально под разработку месторождения и получившее лицензию на его разработку, причем блокирующий пакет этого ООО тут же приобрел «Лукойл» — прим. ред.) практически всю нефть, добываемую на месторождении Требса и Титова, реализует структурам, подконтрольным одному человеку, при этом по ценам ниже рыночных, — отмечает издание. — Затем Голубь продает сырье единственному возможному покупателю — ООО «Лукойл-Резервнефтепродукт». Но что интересно, «Лукойл» покупает у Голубя нефть по вполне рыночным ценам. Что дает возможность предположить, что разница между ценой покупки нефти у «Башнефти» и ценой реализации «Лукойлу» оседает в офшорах и делится участниками схемы».

Как следует из годового отчета «Башнефти» за 2014 год, два года назад упомянутое ООО «Башнефть-Полюс» продавало нефть напрямую компании «Лукойл-Резервнефтепродукт». Таким образом, перед самой деприватизацией в торговую цепочку была включена «прокладка» в виде компаний, контролируемых Михаилом Голубем. «Были опасения, что государство назначит в «Башнефть» новую команду менеджеров, которая может начать пересмотр действующих контрактов? — предполагает издание. — Пока «Башнефть» принадлежала Рахимову или Евтушенкову, это была корпоративная история, которая никого, кроме собственников «Башнефти», не касалась. Но сейчас крупнейший собственник компании — государство».

Дальше — больше. Изучение списка структур, которым ООО «Лукойл-Резервнефтепродукт» реализует нефть, позволил изданию сделать «удивительное открытие». «Один из крупнейших партнеров этой лукойловской компании, покупающий самые большие объемы сырья, — компания «Башнефть»! — пишет газета. — Очень похоже, что «Башнефть» покупает у «Лукойла» свою собственную нефть, прокаченную через компании, контролируемые Михаилом Голубем и ООО «Лукойл-Резервнефтепродукт». А куда деваться? «Башнефть» не только добывает нефть. «Башнефть» — это еще и крупный переработчик. Нефтеперерабатывающий комплекс компании включает три нефтеперерабатывающих завода — «Башнефть-Уфанефтехим», «Башнефть-УНПЗ» и «Башнефть-Новойл». Суммарная мощность этих НПЗ рассчитана на переработку 24 млн тонн нефти в год. При этом, к примеру, в 2015 году «Башнефть» добыла 19, 9 млн тонн нефти (что, к слову, почти на 12% больше, чем в 2014 году).

Эти цифры свидетельствуют, что «Башнефть» могла бы всю добываемую нефть перерабатывать на своих НПЗ, а после этого реализовывать на внутреннем рынке и поставлять на экспорт готовую продукцию — бензин, дизельное топливо, керосин, машинные масла, мазут и так далее. Но не перерабатывает и не продает, а торгует собственной сырой нефтью. И тут же покупает чужую».

По мнению авторов публикации, главный итог возвращения «Башнефти» в госсобственность заключается в том, что нефть «продана посредникам на много лет вперед». Так, летом прошлого года компания подписала с ООО «Лукойл-Резервнефтепродукт» договор о покупке нефти на 192 млрд руб., причем договор действует до 31 января 2017 года с возможностью пролонгации до 31 июля 2018 года. На эти же сроки рассчитаны еще два договора на поставку как уже готовой продукции, так и сырой нефти, подписанные в июле 2015 года. «Даже беглый анализ финансово-хозяйственной деятельности «Башнефти» позволяет сделать вывод, что компания серьезно законтрактована. И не надо быть большим специалистом нефтяной отрасли, чтобы предположить, что интерес к покупке государственного пакета акций такого актива могут проявлять разве что бизнес-структуры, которые заинтересованы в сохранении статус-кво», — заключает издание.