«Запрещенка» в Сибири
Как «Монстрацию» пытались превратить в официальную акцию и что из этого вышло
Почти полторы тысячи человек пришли 1 мая в Новосибирске на «Монстрацию». После месяцев согласований и отказов им разрешили занять место в «хвосте» молодежной неполитической акции «Всешествие», организованной мэрией города. «Монстрация» состоялась под лозунгом «Здесь вам не Москва»: именно с такой формулировкой «монстрантам» отказывали в проведении акции. Вскоре после нее полиция задержала организатора шествия, художника Артема Лоскутова. По просьбе «Медузы» за «Монстрацией» следил журналист местного издания «Тайга.инфо» Ярослав Власов.
Угроза православию
С 2004 года каждой весной в Новосибирске повторяется одно и то же: художник Артем Лоскутов и его друзья подают в мэрию заявление о первомайской «Монстрации», а чиновники и полиция всеми силами не пускают это абсурдсистское шествие в центр города. Лишь раз, в 2014-м, после победы коммуниста Анатолия Локтя на выборах мэра (в том числе, благодаря голосам протестной молодежи) шествие согласовали без проблем. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский и спустя два года возмущается главным лозунгом той «Монстрации» — «Ад наш».
В 2015 году шествие заблокировали омоновцы и поливальные машины, а Лоскутова посадили в изолятор на десять суток. Тогда источники в мэрии объясняли позицию Локтя по поводу «Монстрации» «давлением со стороны администрации президента», считающей акцию «оранжевой угрозой».
В 2016-м ситуация должна была повториться: Локоть сразу заявил, что «монстрантам» лишь позволят присоединиться к первому в истории города официальному молодежному «Всешествию» — клону «Монстрации», созданному на бюджетные деньги и с привлечением к участию все тех же бюджетников. Предшественник Локтя, нынешний губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий и вовсе пригрозил, что несанкционированное шествие будет караться «еще жестче».
«Задача сегодня — не дать возможности, противостоять тому, чтобы были осквернены чувства верующих. Тем более, в этот день святой», — добавил губернатор, имея в виду Пасху, выпавшую в этом году на 1 мая.
Лоскутов подал заявку на «Монстрацию» в формате «культурного мероприятия» за месяц до Первомая. Вскоре мэрия Новосибирска организовала специальное совещание о «молодежном первомайском шествии». Чиновники дали понять, что обсуждать будут не «Монстрацию», а «Всешествие». После событий 2015-го мэрия пообещала «легализовать» «Монстрацию», вписать ее в официальный ежегодный план мероприятий, но сделали они это по-своему — поручили организацию шествия городскому комитету по делам молодежи. Лоскутов и его товарищи открестились от официоза, тем более что им вновь предложили идти не по центральной улице Новосибирска — Красному проспекту, а по Октябрьской магистрали, которая хоть и в центре, но не окружена жилыми домами.
Департамент культуры мэрии Новосибирска, пытающийся организовать управляемую «Монстрацию», возглавляет прогрессивный чиновник — бывший директор местного Центра современного искусства Анна Терешкова, состоявшая в федеральном руководстве партии «Гражданской платформы» в то время, когда ее возглавлял бизнесмен Михаил Прохоров. С другой стороны, на начальника Терешковой коммуниста Локтя явно давят губернатор Городецкий и федеральные власти; Локоть даже однажды признался журналистам, что его коммунистические убеждения «могут быть недостатком».
Получив первый отказ, Лоскутов подал еще одну заявку на «Монстрацию» — на этот раз в формате демонстрации. Партия «Яблоко» на всякий случай была готова принять «Монстрацию» в свои ряды — она подала заявку на шествие по центру, чтобы, как говорилось в документе, «обеспечить возможность всем желающим гражданам принять участие в праздновании Дня единства народов Казахстана, Дня весны и труда, Пасхи, Дня гавайских танцев и иных важных первомайских дат в удобном для них формате, в том числе с использованием абсурдистских лозунгов». Партии отказали — якобы потому, что маршрут по Красному проспекту первыми получили КПРФ и профсоюзы. Впрочем, чиновники также прямым текстом заявили членам «Яблока», что не согласуют акцию с участием Лоскутова. Это был первый в современной истории города случай, когда влиятельной политической силе отказали в проведении демонстрации на 1 мая.
В результате все заявки на «Монстрацию» мэрия не согласовала. Подчиненные главы Новосибирска в одном из официальных ответов заявили, что шествие «создаст угрозу общественному порядку и безопасности граждан, общепринятым нормам морали и нравственности, религиозным ценностям православных жителей города».
28 апреля Лоскутов провел в городской администрации, пытаясь договориться с чиновниками. Те окончательно отказали ему к вечеру. «Сказать нам нечего — мы вам все запрещаем», — передали организаторам акции слова замглавы комитета по работе с административными органами мэрии Сергея Полянского. Но на следующий день сторонам удалось прийти к компромиссу: после переговоров с Терешковой Лоскутов решил вести «Монстрацию» вслед за мэрским «Всешествием».
«Монстрации» это только добавило абсурда: на акцию, в которой принимали участие «рядовые монстранты», также привели работников бюджетных учреждений. Продолжавшийся месяц процесс согласования тоже стал своего рода перформансом: заявления мэрии об «угрозе православию» в официальном документе гуляло по соцсетям. Как и фотография Лоскутова в твиттере в кресле чиновника мэрии со подписью: «Власть переменилась. „Монстрация“ состоится».
Где ОМОН?
В полдень 1 мая «монстранты» начали собираться возле театра «Глобус». Они скромно сидели у фонтана, пока на противоположной стороне дороги ревела музыка из колонок, установленных на грузовике «Всешествия» с символикой новосибирского «Цирка Демидовых».
Участники официального молодежного шествия начали подтягиваться позже — группами под руководством старших с бейджиками «организатор». Некоторые были в форме студенческих отрядов и в камуфляже, другие — с флагами общественных организаций вроде «Благо России» и «Спортивный город». Возле здания театра «приглашенным» на «Всешествие» раздавали одинаковые плакаты, стилизованные под лозунги «Монстрации» («Что ж я старый натворил», «Я не с ними» и пр.). Представители районных администраций, не стесняясь корреспондента «Медузы», прямо на месте ставили галочки в бумагах. «Это явка по районам», — сказали они, отказавшись представиться.
«Монстрантов» перед началом шествия в 13:00 собралось раза в полтора больше, чем участников официальной акции: по неформальной оценке, 1200–1500 человек против 700–1000. Представитель мэрии, глава комитета по взаимодействию с административным органами Анатолий Потапов позднее отказался назвать официальное количество участников. Один из полицейских заявил, что «Всешествие» и «Монстрацию» будут «считать вместе», так как это одно согласованное мероприятие.
Плакаты «монстрантов», как водится, стали конкурсом новосибирского остроумия: «ОМОН РА», «Королила, королю и буду королить», «Бесплатная ангелизация населения», «Ртуть — металл нонконформист», «Комитет защиты от лабутенов», «Не забудь продать душу», «Хватит с нас борщей», «Тапиры лучше всех», «Верите ли вы в БГ». Один парень стоял с лотком лимонов и надписью «Панамские лимоны».
Лоскутов пришел в сопровождении молодых людей с флагом «Соединенных штатов Сибири» художника Дамира Муратова. Из-за этого флага активисты местного отделения «Национально-освободительного движения» периодически обвиняют деятелей современного искусства Новосибирска в «получении денег от Госдепа».
Колонна «Монстрации» выстроилась в 200 метрах от «Всешествия». В ночь перед акцией Лоскутов анонсировал, что главный лозунг будет «розовеньким». Когда полотнище (действительно розовое) развернули, на нем оказались слова чиновника мэрии Сергея Полянского: «Здесь вам не Москва». С этими словами Полянский отказал согласовать шествие по обычному маршруту — и невольно принял участие в создании объекта.
Впереди колонны шли фотографы и представители нескольких федеральных СМИ, которые вели прямые эфиры. За главным транспарантом встал Лоскутов с мегафоном; а перед самым его носом — полицейский с маленькой видеокамерой и георгиевской ленточкой на груди. Перед «Всешествием» были замечены только представители местных телевизионных компаний.
Колонна двинулась по пустынной Октябрьской магистрали. Скандировали «Запрещенка! Запрещенка!», «Барнаул! Алтайский край!», «Здесь вам не Москва!», «Христос воскрес. Воистину воскрес!»
«Я очень недоволен, — заявил Лоскутов в мегафон, когда „Монстрация“ остановилась, чтобы не смешаться со „Всешествием“. — „Монстрация“ плохая, людей мало, плакаты неинтересные! В прошлом году было гораздо интереснее — с ОМОНом и лошадьми».
И «монстранты» подхватили: «Где ОМОН?! Где ОМОН?!» На этих словах к голове колонны подбежали несколько полицейских, чтобы снимать Лоскутова уже в три камеры. Кричалка про ОМОН сменилась скандированием: «Где обед?! Где обед?!»
Под лозунгами «Ипотека. Ипотека» и «Где аптека?» шествие преодолело половину маршрута. В этот момент журналисты решил записать интервью Лоскутова, спросив, не обидно ли ему, что у «Всешествия» есть большой грузовик с колонками и двухъярусный автобус. «Машина — для тех у кого член короткий!» — заявил Лоскутов, и «монстранты» засмеялись.
В прежние годы, когда «Монстрация» проходила в центре, участники кричали выглядывавшим в окна «Скиньте попить!» или «Сиськи!» В 2016-м такая возможность выдалась только раз: проходя мимо новостройки, колонна проскандировала: «Скиньте мяч!»
Конечной точкой шествия оказалась площадь Пименова перед главной областной библиотекой. Там уже возвели сцену, на которой местные коллективы выступали для «Всешествия»: никто из участников официальной акции не танцевал, а «монстранты» не смогли бы туда попасть из-за железных ограждений, которые выстроила полиция. Поэтому решено было собраться прямо на ступенях библиотеки.
«Монстранты» построились на традиционное коллективное фото, и Лоскутов объявил об окончании акции. Один из фотографов Майя Шелковникова в мегафон поблагодарила его. «Спасибо, Артем!» — проскандировали несколько раз монстранты.
На ступенях библиотеки желающие оставили свои плакаты, чтобы 3 мая лучшие из них появились на выставке в местной галерее Soma. Со сцены «Всешествия» играла неплохая музыка, но никто не веселился.
Через пару часов после «Монстрации» Лоскутова задержала полиция. Пятеро сотрудников полиции силой загрузилиЛоскутова в «Газель» и отвезли в РОВД по Центральному району Новосибирска. В полиции отказались комментировать задержание.
Ярослав Власов
Новосибирск