Дата
Автор
Евгений Карасюк
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Марк Завадский, AliExpress: «Провал? Для нас это слишком громкое слово»


В минувший понедельник у Марка Завадского с утра не умолкал телефон. Звонившим было интересно, как глава местного представительства Alibabа и AliExpress объяснит печальные итоги «Мода. Сделано в России» (соответствующие материалы попали в прессу, а заголовки о неудачах компании быстро заполонили интернет).

AliExpress – часть китайского интернет-гиганта Alibaba, маркетплейс, на котором все желающие могут открыть магазин и начать продавать свой товар. Идея вызвавшего резонанс проекта состояла в том, чтобы при поддержке государства создать на AliExpress магазин одежды российских марок и содействовать их популяризации. В прошлом октябре Минпромторг официально презентовал общественности каталог «Мода. Сделано в России». В министерстве рассчитывали в первые же пару месяцев кампании представить на AliExpress сотню российских брендов от поставщиков из 28 городов России: женскую и детскую одежду, обувь, домашний текстиль. Далее число участников должно было вырасти вчетверо.

Но что-то пошло не так: примерно из 130 тысяч пользователей, просмотревших товары отечественных фабрик и дизайнеров на сайте, только 24 сделали заказ. Slon Magazine встретился с Завадским, чтобы узнать, не пошатнулась ли вера AliExpress в возможности местных поставщиков и так ли уж важно для китайского ритейлера продвигать товары российских компаний.

– Как вы знаете, СМИ посчитали итоги продвижения российской одежды через вашу площадку провальными. В ответ вы написали у себя в фейсбуке, что не согласны с такой трактовкой. Правда думаете, что 24 заказа – это не провал?

– Ну, провал – слишком громкое слово для нас. Нам не нужны громкие слова. Можно говорить, что на этом проекте с нашими партнерами мы кое-что узнали о состоянии дел в российский легкой промышленности и извлекли урок. Хочу подчеркнуть, что на этот пилотный проект не потрачено ни копейки государственных денег. Это не какая-то, знаете, история про то, что выделены бюджеты, которые куда-то ушли и никто их не может найти. Мы готовы были обеспечить трафик фабрикам. Правда, не все из них заинтересовались участием в проекте.

– Кажется, таких оказалось более чем три четверти?

– Не могу тут ничего сказать. Мы как маркетплейс напрямую не общались с фабриками, а просто предоставляли им свою аудиторию. А она у нас, если верить TNS, за исключением Avito, сегодня самая большая в российском e-commerce.

– Так кто же тогда с ними общался?

– Был некий контрагент, частная компания, которая занималась этой историей со стороны Минпромторга.

– А точнее?

– Если они захотят, сами расскажут об этом своем опыте. Могу лишь сказать, что задача была тяжелой: у большинства фабрик не было ни своих интернет-магазинов, ни даже персонала, который бы знал, как торговать в интернете. Поэтому они нуждались в решении – технологическом, логистическом, которое позволило бы им выйти на AliExpress.

– Хотите сказать, что технические неполадки при интеграции, о которых писали, на совести этого загадочного оператора от Минпромторга?

– Ну, они тоже использовали стороннее техническое решение…

– Ох, как у вас все непросто.

– Непростая была схема, да. Но непростой она была не потому, что кто-то там что-то пилил, а потому, что по-другому не получалось. Мы со своей стороны задействовали маркетинговые инструменты, привлекали покупателей специальными акциями на главной странице. Но, к сожалению, да, продажи не взлетели. В общем, работа с российскими производителями одежды оказалась слишком сложной историей для всех.

– Другими словами, вы недооценили масштаб предстоящих проблем?

– Все участники проекта их недооценили. Мы действительно привлекли много трафика. Просто цены на товары, которые находил пользователь, скажем так, были нерелевантны потребительскому спросу на AliExpress.

– Замминистра Минпромторга Виктор Евтухов на сессии Петербургского форума, посвященной потенциалу российских брендов, приводил ваш пример как иллюстрацию незрелости российских поставщиков. Не зная брода, зачем-то сунулись с качественной, но дорогой продукцией на площадку дешевого китайского ширпотреба.

– Я бы не проводил такое грубое сравнение, оно некорректно. И в России, и в Китае есть разные производители и разное качество. На AliExpress мы, кстати, развиваем прямые поставки от качественных китайских брендов, в том числе одежных. Анализ ситуации в российской индустрии моды не наш профиль. Я лично не специалист в одежде, текстиле. Тут мы доверились определенной экспертизе.

– Экспертизе Минпромторга?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.