Дата
Автор
Сергей Канев
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Большая чистка

В главном институте путинского режима началась большая чистка: из центрального аппарата ФСБ отправили в отставку несколько генералов, которые до этого считались неприкасаемыми, а на некоторых чекистов рангом пониже заведены уголовные дела. Источники на Лубянке утверждают: самое «вкусное» управление ФСБ — Службу экономической безопасности — берет под контроль «сечинский спецназ». The New Times изучал внутривидовую борьбу чекистских кланов

Приходили и уходили генсеки, распалась одна страна и поднялась другая, менялись президенты, но Лубянка — она жива, все пережила и пришла к власти, фото 24 июня 2016 года

Каждая из этих отставок по своему интересна, но отставка супервлиятельного начальника управления «К» Службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ (контрразведка в кредитно-финансовой сфере) генерала Виктора Воронина стоит особняком. На его место будто бы прочат начальника 6-й службы Управления собственной безопасности ФСБ полковника Ивана Ткачева, принимавшего непосредственное участие в резонансных арестах чиновников в погонах и без в последние пять лет.

Куратор банков

В усиленные слухи об отставке Воронина до последнего не верил никто. Воронин, что называется, везунчик: он усидел в своем кресле после побега в 2008 году в США бывшего сотрудника «банковского» отдела управления «К» ФСБ Алексея Артамонова, сообщившего агентам ФБР и журналистам The Guardian, как его коллеги под прикрытием «корочек» перевозят из банка в банк многомиллионную наличку. На родине за особо крупное мошенничество Артамонов объявлен в федеральный розыск и на него заведено уголовное дело № 41326. По версии следствия, он будто бы кинул на несколько миллионов долларов клиентов одного из столичных банков.


Генерал Виктор Воронин больше не куратор банков

Потом генерала Воронина вовсю полоскали в СМИ после включения в список Сергея Магнитского, а ему как с гуся вода. Как известно, отправной точкой преследования юриста фонда Hermitage Capital Магнитского стал рапорт оперативника Управления «К» СЭБ ФСБ России Александра Кувалдина на имя Воронина, который оставил на рапорте свою резолюцию и отправил его в ГУВД Москвы для возбуждения уголовного дела против Магнитского (в ноябре 2009 года Магнитский при неясных обстоятельствах погиб в СИЗО. — NT).

Затем, в 2013 году, разразился громкий скандал с заместителем Воронина полковником Дмитрием Фроловым: на родственников чекиста в итальянском местечке Стрезе, пользующемся большой популярностью у миллионеров, была оформлена дорогостоящая недвижимость — но и тут Воронина пронесло: его хранили многочисленные связи, наработанные за годы службы в КГБ СССР.

Воронин, что называется, везунчик: он усидел в своем кресле после побега в 2008 году в США бывшего сотрудника «банковского» отдела управления «К» ФСБ Алексея Артамонова, сообщившего агентам ФБР и журналистам The Guardian, как его коллеги под прикрытием «корочек» перевозят из банка в банк многомиллионную наличку

Он начинал руководящим комсомольским работником в Ленинграде, потом окончил Высшие курсы КГБ в Минске, поработал первым заместителем начальника управления Федеральной службы налоговой полиции по Санкт-Петербургу и начальником Главного управления Госнаркоконтроля по Северо-Западному федеральному округу. Он был человеком близкого к Путину генерала Виктора Черкесова, проигравшего аппаратную схватку чекистских кланов 2007–2009 годов и сошедшего с политической сцены. Был тесно связан с начальником питерского Наркоконтроля Александром Кармацким, в 2009 году объявленным в федеральный розыск за контрабанду (разыскное дело № 333).

С 2004 года Воронина частенько видели в составе официальных делегаций Федеральной налоговой службы (ФНС) вместе с тогдашним ее руководителем Анатолием Сердюковым и откомандированным из ФСБ тогда еще полковником Игорем Медоевым.

Генерал Игорь Сироткин пополнил клан питерских на Лубянке

В 2006 году Воронина назначили начальником управления «К» СЭБ ФСБ и целых десять лет под его непосредственным кураторством находилась практически вся банковская сфера страны.

Справка NT: Управление «К» (на жаргоне чекистов «кашники») входит в Службу экономической безопасности (СЭБ) ФСБ. Помимо управления «К» в структуру СЭБ ФСБ входят управление «Т» (контрразведка на транспорте) и управление «П» (контрразведка на промышленных предприятиях). Другими задачами СЭБ ФСБ является борьба с фальшивомонетчиками, наркотрафиком, незаконной продажей взрывчатых и ядовитых веществ. Сотрудники управления обладают весьма многочисленной агентурой среди банкиров, мошенников и наркоманов. Помимо служебных удостоверений ФСБ они используют полицейские «корочки» и паспорта прикрытия на чужие имена.

Рокировки

Активная движуха в центральном аппарате ФСБ началась еще в прошлом году: в марте отправили в отставку статс-секретаря ФСБ 65-летнего генерал-полковника юстиции Юрия Горбунова. Горбунов почти одиннадцать лет курировал следствие ФСБ и за седую бороду его прозвали Старик. Заменили Старика 48-летним генерал-полковником юстиции Дмитрием Шальковым, перешедшим в ФСБ из Главного военного следственного управления Следственного комитета.

В декабре 2015 года отправили в почетную ссылку в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) другого заместителя директора ФСБ — 57-летнего генерал-полковника Евгения Сысоева. Ему на смену пришел находившийся в кадровом резерве 56-летний Игорь Сироткин, до этого служивший заместителем начальника питерского УФСБ — он курировал местную таможню.


Главный контрразведчик страны генерал Владислав Меньщиков в ФСБ пришел из «Ростеха»

В 2009 году на Балтийской таможне задержали 23 контейнера с китайской контрабандой стоимостью $1 млн. Получателем груза числилась фирма-однодневка, зарегистрированная в Петербурге, а товар направлялся в Москву на Черкизовский рынок. Однако арестованные контейнеры загадочным образом исчезли в неизвестном направлении — и разразился громкий скандал. Вскоре из Москвы приехала комиссия ФСБ и по результатам проверки Сироткин и еще группа старших офицеров получили строгие выговоры или были отстранены от должностей.

Из других последних рокировок — перевод в «райскую группу» МИДа, на должность заместителя министра, бывшего начальника контрразведки ФСБ 63-летнего генерала Олега Сыромолотова, отвечавшего за безопасность Олимпиады в Сочи-2014. Его сменил выходец из «Ростехнологий» 57-летний генерал-лейтенант Владислав Меньщиков, который десять лет руководил концерном «Алмаз-Антей», а затем возглавлял Главное управление специальных программ президента (обслуживает секретные бункеры для первых лиц государства. — NT).

Дело об айфонах

Но вернемся теперь уже к бывшему начальнику управления «К» ФСБ Виктору Воронину. Некоторые СМИ связывают его отставку с криминальной историей, случившейся в ноябре 2015 года опять же в питерской таможне: сотрудники управления «К» ФСБ задержали в Пулково груз с 50 тысячами контрабандных айфонов, планшетов и 15 тысячами смартфонов Lenovo А560, которые в России пока не продаются.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин, как говорят, был инициатором создания 6-й службы Управления собственной безопасности ФСБ

Через некоторое время при передаче взятки в размере 2 млн руб. задержали бывшего представителя ФТС РФ в Финляндии Вячеслава Наумова. Следом прошли обыски в компании-перевозчике ULS Global, владельцами которой являются известный петербургский бизнесмен Игорь Хавронов и гражданин Турции Джебраил Караарслан, не раз хваставшийся своей близкой дружбой с президентом Турции Реджепом Эрдоганом.

**«Придя на службу, мы переодеваемся в военную форму и постоянно качаемся в спортзале. После начала событий в Крыму и Донбассе нас перевели на особое положение»** 

По версии следствия, разрулить ситуацию с арестованной электроникой взялся оперативник по особо важным делам по борьбе с таможенными преступлениями Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС РФ Павел Смолярчук. Причем родная сестра оперативника Смолярчука Светлана — супруга начальника 7-го отдела Управления «К» СЭБ ФСБ Вадима Уварова, сотрудники которого как раз курируют питерскую таможню и арестовывали груз.

Не исключено, что уголовное дело еще долго бы пылилось на столах у следователей, однако 22 апреля 2016 года в Питере двое неизвестных жестоко избили бывшего начальника службы безопасности ULS Global Ивана Лапшина, проходившего ключевым свидетелем по уголовному делу. Потерпевший не стал дожидаться, когда его тихо добьют в больничной палате, и обратился в питерские СМИ: «Били они меня в основном по голове, также сильные удары пришлись в живот и по ногам. Они не просили у меня денег, не украли телефон и не собирались угонять машину, они хотели меня убить».

Здесь имеется важная деталь: оперативным сопровождением уголовного дела о контрабанде электроники занимаются не местные особисты с Литейного, а 6-я служба УСБ ФСБ, чей офис находится на Лубянке.

«Сечинский спецназ»

6-я служба Управления собственной безопасности ФСБ была образована в 2004 году — после реорганизации ФСБ: сотрудники прозвали ее «сечинским спецназом». По некоторым данным, инициатором создания «шестерки» стал нынешний глава «Роснефти» Игорь Сечин, в то время занимавший должность заместителя руководителя администрации президента и курировавший силовые структуры (сейчас главный куратор силовиков — сослуживец Путина по ГДР Евгений Школов. — NT).

По словам особиста, с которым на условиях строгой анонимности разговаривал корреспондент NT, в «шестерке» заведены строгие порядки: «Придя на службу, мы переодеваемся в военную форму и постоянно качаемся в спортзале. После начала событий в Крыму и Донбассе нас перевели на особое положение».

Основная задача подразделения — оперативное сопровождение громких уголовных дел и защита свидетелей. Помимо прочего это подразделение имеет своих собственных «топтунов» и группу спецназа.


Их брала «шестерка» ФСБ *(слева направо)*: губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин, глава Республики Коми Вячеслав Гайзер, мэр Владивостока Игорь Пушкарев

Именно сотрудники «шестерки» в 2014 году задерживали начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД генерал-лейтенанта полиции Дениса Сугробова и его заместителя генерал-майора полиции Бориса Колесникова (по версии следствия, во время допроса в Следственном комитете покончил жизнь самоубийством. — NT), осмелившихся взять в оперативную разработку замначальника 9-го управления УСБ ФСБ полковника Игоря Демина.

В марте 2015 года они же осуществляли задержание губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, которому предъявили обвинение в получении взятки в размере $5,6 млн. В том же году бойцы 6-й службы надели наручники и на главу Республики Коми Вячеслава Гайзера и чиновников его администрации, которых обвиняют в создании преступной группы и мошенничестве. Наконец, в ночь на 1 июня именно «шестерка» арестовала и мэра Владивостока, миллионера (он владел концерном «Парк групп») Игоря Пушкарева, которого немедленно вывезли в Москву — его обвиняют в злоупотреблении служебными полномочиями и коммерческом подкупе.

Немало выходцев из «шестерки» можно встретить в «Роснефти» и ее дочерних компаниях

Сразу после ареста в интернете появилась информация, что Пушкарев якобы входит в команду экс-директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков генерал-полковника Виктора Иванова, отправленного в апреле в отставку.

Что любопытно: одно время бойцы из 6-й службы охраняли скандально известного банкира Евгения Двоскина (он же Слускер, Шустер,
Козин, Альтман), которого разыскивает ФБР. Причем господин Двоскин с чекистской охраной случайно попал в фотообъектив наружки из МУРа, фиксировавший посетителей ресторана «Старый фаэтон» на Поварской улице, где, как известно, располагался офис патриарха преступного мира России Аслана Усояна (Дед Хасан, убит в 2013 году. — NT).

Немало выходцев из «шестерки» можно встретить в «Роснефти» и ее дочерних компаниях. Например, замначальника спецназа УСБ ФСБ Наиля Мухитова в 2013 году откомандировали руководить службой безопасности «Роснефти». Правда, генерал-майор Мухитов на своем посту продержался недолго и после многочисленных жалоб поставщиков ушел в отставку.

В свою очередь, «шестерка» входит в 9-е управление УСБ ФСБ, которым руководит еще один выходец из питерского УФСБ генерал Сергей Королев. В непосредственные задачи «девятки» входит ловля «оборотней» в собственных рядах.

В сухом остатке

На сегодняшний день в руководстве ФСБ сложились следующие расклады: директор ФСБ генерал Александр Бортников, первый заместитель генерал Сергей Смирнов и просто заместитель генерал-лейтенант Игорь Сироткин — все выходцы из Питера.

Среди заместителей (всего их пять) только генерал-полковник юстиции Дмитрий Шальков имеет московские корни, да и того назначили по рекомендации председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, входящего в ближайший «питерский» круг Путина.


Разыскиваемый ФБР ныне крымский банкир Евгений Двоскин одно время ходил под охраной «шестерки»

Судя по всему, ключевые должности в экономическом блоке ФСБ теперь займут выходцы из «сечинского спецназа»: как мы уже писали, на место главы «финансового» управления — управления «К» прочат начальника 6-й службы УСБ ФСБ Ивана Ткачева, которого называют правой рукой заместителя начальника Управления собственной безопасности ФСБ Олега Феоктистова (оба служили в Сортавальском погранотряде. — NT). На Лубянке генерал-майор Феоктистов пользуется большим влиянием и за глаза его называют Олег Большой.

По некоторым данным, вскоре ждет повышение и начальника 9-го управления УСБ ФСБ генерала Сергея Королева: его прочат на руководство Службой экономической безопасности ФСБ — как говорят, самого «вкусного» подразделения Лубянки. Прежний его начальник генерал Юрий Яковлев уже будто бы подал рапорт на увольнение.

Широкой публике остается ждать, чем ответят противоборствующие чекистские кланы и кто следующий на отставки и посадки.

фото: Люба Антоненко, Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ, Геннадий Гуляев/Коммерсантъ, Андрей Пронин/ИТАР-ТАСС/Интерпресс, Дмитрий Лекай/Коммерсантъ, Евгений Павленко/Коммерсантъ