Комиссия Чилкота: вторжение в Ирак в 2003 году было поспешным и безосновательным.
Вторжение сил США и Великобритании в Ирак в 2003 году и дальнейшая оккупация этой страны не имели под собой достаточных оснований. Решение о военной операции было принято до того как были исчерпаны возможности мирного решения кризиса. Серьезных доказательств того, что Саддам Хуссейн располагает оружием массового поражения, не было. К таким выводам пришла независимая комиссия под председательством сэра Джона Чилкота, созданная в Британии для расследования причин и обстоятельств участия Соединенного Королевства в иракской кампании. Доклад комиссии обнародован 6 июля.

Джон Чилкот
Война не была необходимостью
«Соединенное Королевство решило присоединиться к военной операции (вторжению) в Ираке до того, как были исчерпаны возможности для мирного разоружения (режима Саддама Хусейна)». Военное вмешательство не было последним вариантом из всех приемлемых, заявил Джон Чилкот в день обнародования финального доклада комиссии.
Доклад готовился семь лет. С 2009 по 2011 год независимая комиссия проводила публичное расследование. В финальном документе - 2,6 млн слов, а в кратком конспекте доклада – 141 страница.
Комиссия, по словам Чилкота, пришла к выводу, что уверенно звучавшие доводы о серьезности угрозы от иракского оружия массового поражения не были подкреплены доказательствами. Вопреки обоснованным предостережениям, последствия вторжения в Ирак были недооценены. «Планирование и подготовка к тому, что будет происходить в Ираке после Саддама Хуссейна, были абсолютно недостаточными», - заявил Чилкот.
«Я с тобой, что бы ни случилось»
Центральной фигурой доклада стал Тони Блэр, руководивший во время иракской кампании британским кабинетом министров. В частности, в докладе говорится, что Блэр начал обсуждать необходимость смещения Саддама Хусейна с тогдашним президентом США Джорджем Бушем еще в 2001 году, после того, как управляемые террористами самолеты врезались в башни-близнецы в Нью-Йорке. Но — на тот момент речь шла именно об отставке Хусейна. Однако в 2002 году, после встречи с Бушем, Блэр начал вслед за хозяином Белого дома склоняться к тому, что для отставки Хусейна нужна военная операция. «Я с тобой, что бы ни случилось», - написал британский премьер американскому президенту. В его посланиях упоминаются Косово, Фолкленды, Афганистан — и это по-своему проясняет, что Блэр под решением иракского вопроса подразумевал именно военное вторжение.

Бывший премьер-министр Великобритании Энтони Блэр
В ноябре 2002 года Совет Безопасности ООН принял инициированную США резолюцию, требовавшую от руководства Ирака «разоружиться или быть готовым к серьезным последствиям». В Ирак вернулись инспекторы МАГАТЭ во главе с Хансом Бликсом, которым предстояло оценить, создает ли в действительности эта страна оружие массового поражения – химическое или биологическое. Однако Буш к тому моменту уже принял решение о вторжении в Ирак в начале 2003 года. В январе 2003-го Блэр написал, что «скорее всего, будет война».
«Чтобы помочь Блэру, - деликатно выразился Чилкот в своей речи, - президент Буш согласился с тем, что нужно попытаться заполучить еще одну резолюцию ООН – о том, что Ирак не выполнил своих обязательств по предыдущей резолюции. Однако к 12 марта (2003 года) стало понятно: вторая резолюция не набирает большинства голосов, над военными планами повис знак вопроса. Без доказательств множественных новых нарушений со стороны Ирака или свидетельств (международных) инспекторов, что Ирак отказывается сотрудничать и они не могут работать, Совет Безопасности ООН невозможно было убедить, что мирные возможности разоружить режим Саддама исчерпаны, альтернативы военной операции не существует, и она вполне может быть «оправдана» сообществом наций.
«Чтобы помочь Блэру, - деликатно выразился Чилкот в своей речи, - президент Буш согласился с тем, что нужно попытаться заполучить еще одну резолюцию ООН – о том, что Ирак не выполнил своих обязательств по предыдущей резолюции. Однако к 12 марта (2003 года) стало понятно: вторая резолюция не набирает большинства голосов,
Подчеркнув, что независимая комиссия не высказывает свою точку зрения на легальность вторжения, потому что это – дело полномочного международного суда, - Чилкот тем не менее заметил, что он и его коллеги пришли к выводу: обстоятельства, в которых Лондон в 2003 году счел, что имеется законная основа для вступления Соединенного Королевства в войну в Ираке, «были далеко не удовлетворительные».
В докладе подробно разбирается, как принятие единоличных решений главой государства, игнорирование им предупреждений профессионалов, пусть даже они идут вразрез с его убеждениями, а также склонность госслужащих к компромиссу - как все это в совокупности привело Британию к участию войне, оккупации, разрушению Ирака, и -бесславному уходу из этой страны в 2009 году. Соединенное Королевство потеряло в этой кампании 179 военнослужащих и более 20 гражданских лиц. Потери народа Ирака несоизмеримо больше - по меньшей мере 150 тыс человек, в основном мирные граждане. Более 1 млн иракцев вынуждены были покинуть родные очаги. Список жертв террористических актов на территории Ирака постоянно пополняется. Последний по счету теракт, 2 июля, унес в Багдаде жизни 250 человек.
Блэра предупреждали...
В докладе комиссии Чилкота отмечается, что британский Объединенный разведывательный комитет предупреждал Блэра: военное вторжение в Ирак «повысит угрозу для Соединенного Королевства со стороны Аль-Каиды»* (*Террористическая организация, запрещенная в России),. Предупреждали бывшего премьера и об угрозе попадания в результате войны иракских вооружений и мощностей по его производству в руки террористов. Впрочем, тот же комитет не донес до Блэра информацию о том, что наличие оружия массового поражения у Саддама Хусейна не доказано, и является лишь предположением.
Сам Чилкот в ходе расследования пришел к заключению: в случае сохранения международных санкций, наложенных на Ирак, у режима в Багдаде не было возможностей создать оружие массового поражения (в том числе ядерное) по крайней мере еще в течение ближайших нескольких лет.
Тем не менее, 17 марта 2003 года правительство Великобритании проголосовало за начало вторжения, если Саддам Хусейн не примет ультиматум США и не покинет свой пост в течение 48 часов. На следующий день аналогичное голосование состоялось и в парламенте.
Чилкот в ходе расследования пришел к выводу: в случае сохранения международных санкций, наложенных на Ирак, у режима в Багдаде не было возможностей создать оружие массового поражения (в том числе ядерное) по крайней мере еще в течение ближайших нескольких лет.
«Сейчас очевидно, что политика по отношению к Ираку была выработана на основании некорректных разведданных и оценок. Их не подвергли сомнению, как должны были бы», - подчеркнул Чилкот.
Без Саддама лучше
В докладе также отмечается, что Великобритания не была готова к трудностям оккупации Ирака после вторжения. Тони Блэр, дававший свои показания в ходе расследования, возразил, что эти трудности невозможно было предвидеть заранее. Но комиссия с его доводами не согласилась. Главный ее вывод – все аспекты любого вмешательства должны быть заранее тщательно просчитаны, обсуждены и исследованы.
Публичное рсследование независимой комиссии под руководством Чилкота было назначено премьер-министром Гордоном Брауном, сменившим на этот посту Блэра, в 2009 году. Заслушивание большинства свидетелей было публичным и транслировалось по телевидению. Письменные доказательства, полученные комиссией, включают порядка 150 тысдокументов.
Во время выступления сэра Чилкота на площади собралась огромная толпа, требующая международного суда над Тони Блэром, возглавлявшим правительство Великобритании в 1997-2007 годах. Среди собравшихся были члены семей погибших в Ираке британских военнослужащих.
Сам Тони Блэр сразу после выступления Чилкота и публикации доклада заявил в эфире Би-Би-Си, что вторжение в Ирак было совершено «с хорошими намерениями», он «глубоко сожалеет о потерях», но «никогда не согласится, что они (британсКие военнослужащие) погибли напрасно».
Блэр также заявил, что испытывает глубочайшее раскаяние и сожаление, однако настаивает, что никого не обманывал. «Мир был и остается лучше без Саддама Хусейна», - сказал бывший премьер-министр.
Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ
Цитата Тони Блэр сразу после выступления Чилкота и публикации доклада заявил в эфире Би-Би-Си: вторжение в Ирак было совершено «с хорошими намерениями», он «глубоко сожалеет о потерях», но «никогда не согласится, что они(британские военнослужащие) погибли напрасно»